Обучение школьников
Сравнив результаты анкетирования в обоих классах, можно с уверенностью сказать, что познавательные потребности у 9 класса ниже, чем у 5 класса. Следовательно, уровень познавательных потребностей в языке с возрастом падает, поэтому необходимо применять разнообразные способы для поднятия интереса учащихся к родному слову и родному языку. В 5 классе познавательные потребности выражены не так ярко, поэтому также необходимо развивать и прививать интерес к изучению русского языка.
Для изучения скорости протекания мыслительных операций учащихся 5 и 9 класса им был предложен тест, состоящий в заполнении пропущенных букв в предложенных словах. С этой целью учащимся предлагалось несколько родов слов, каждый из которых отличается по трудности.
Сравнительная таблица результатов тестирования учащихся 5 и 9 классов.
Задания |
Возможные ответы |
Среднее время, затраченное учащимися 5 класса. |
Среднее время, затраченное учащимися 9 класса. |
1.п_ро к_са р_ка г_ра п_ле |
Перо Коса Река Гора Поле |
55 секунд |
20 секунд |
2.з_р_о д_р_во к_м_нь х_л_д к_в_р |
Зерно Дерево Камень Холод Ковер |
80 секунд |
50 секунд |
3.в_л_с б_л_он к_р_он п_л_а п_д_ак |
Волос Балкон Картон Палка Пиджак |
120 секунд |
60 секунд |
4.т_а_а к_и_а к_ы_а п_е_о р_с_ок |
Трата Книга Крыса Пекло Росток |
180 секунд |
90 секунд |
Сравнивая результаты таблицы, можно сделать выводы, что учащимся 9 класса понадобилось гораздо меньше времени для выполнения задания. Следовательно, у учащихся 9 класса скорость протекания мыслительных операций выше, т.к. уровень подготовки и владения этими операциями тоже выше. Учащиеся 5 класса в силу еще слабо развитых возможностей и уровня владения мыслительными операциями, гораздо медленнее справлялись с заданиями.
В 9 классе Анишинской школы был проведен тест, направленный на выявление уровня мышления учащихся.
Учащимся предъявлялся бланк, на котором были даны задания с двумя связанными между собой категорическими суждениями и вывод – умозаключение (силлогизм). Умозаключения частично были даны логично, а в ряде случаев заведомо ложно. Требовалось определить, какие выводы правильные, а какие ошибочные.
Результаты теста «Логичность»
Суждения |
Кол-во правильных ответов % прав. ответов |
Кол-во неправильных ответов % неправ. ответов |
1. В конце всех вопросительных предложений ставится «?». «Сколько тебе лет?» заканчивается «?», следовательно оно вопросительное. |
5 70% |
2 30% |
2.Перед прямой речью всегда ставится «:». В предложении, «спектр содержит семь цветов: красный, оранжевый и т.д.» имеется «:». Следовательно это предложение с прямой речью. |
5 70% |
2 30% |
3.Некоторые разделы языка изучаются в 5 классе. Синтаксис сложного предложения – раздел языка. Следовательно синтаксис сложного предложения изучается в 5 классе. |
7 100% |
0 0% |
4.Все части речи изучает морфология. Предлог – часть речи. Следовательно, предлог изучается в морфологии. |
7 100% |
0 0% |
5.Все буквы содержаться в алфавите. «А» - буква. Следовательно она содержится в алфавите. |
7 100% |
0 0% |
6.Все приставки со словами пишутся слитно. «ПРИ» - приставка. Следовательно, она пишется со словами слитно. |
7 100% |
0 0% |
7.Все ученики Анишинской школы изучают русский язык. Женя Иванов – изучает русский язык. Следовательно, он ученик Анишинской колы. |
6 85% |
1 15% |
8.Некоторые ученые являются лингвистами. Петров П.П.- ученый. Следовательно, он лингвист. |
5 70% |
2 30% |
9.Все ученики 9 класса изучают виды сложных предложений. Сидоров – изучает виды сложных предложений. Следовательно, он ученик 9 класса. |
6 85% |
1 15% |
10.Все ученики 9 класса хорошо знают русский язык. Петрова – ученица 9 класса. Следовательно, она хорошо знает русский язык. |
7 100% |
0 0% |
По результатам тестирования можно судить, что у учащихся 9 класса в целом сформированы мыслительные операции. |