Развитие логического мышления учащихся 5 и 9 классов на внеклассных занятиях по русскому языку

Высшей формой русского языка является литературный язык. Это язык науки и школы, публицистики, документов, художественной литературы, театра, радио, телевидения, язык повседневного общения культурных людей. Литературный язык характеризуется системой норм, охватывающих как устную, так и письменную речь, произношение, лексику, грамматику, правописание. Наличие норм создает единство русского языка, способствует его всеобщему, повсеместному употреблению.

Русский язык имеет большое международное значение и входит в число мировых языков. На нем написаны важнейшие международные договоры и соглашения.

Богатство русского языка, его огромная роль в жизни нашей страны и на мировой арене обязывает нас серьезно и внимательно изучать его, постоянно совершенствовать в этой области свои знания, умения, навыки.

Раскрывая в данной дипломной работе роль внеклассных занятий по русскому языку, нельзя не признать, что викторины являются по праву самым эффективным инструментом учителя русского языка и литературы в развитии логического мышления старших школьников.

В работе звучала мысль о взаимосвязи формирования логического мышления и речи. Надо отметить, что проводимые в школах викторины такого плана обычно носят название “Литературные”, подбирая тематику вопросов по известным школьникам данного возраста произведениям литературы (согласно школьной и внеклассной программе).

В последние же годы, как уже было отмечено выше, у молодежи значительно вырос интерес к различным “Интеллектуальным” играм разнообразного плана.

При умелом владении учителем предподносимым школьникам материалом, /в контексте русского языка, как предмета, отвечающего за грамотность с лингвистической точки зрения, и литературы – как великого инструмента развития человека в образовательном плане/, школой будет достигаться та самая цель – развитие речи и мышления старших школьников.

Викторины требуют от учителя и учащихся большой подготовки, но “зажигают” одинаково и тех, и других. Учителей – на особую форму закрепления знаний, от выявления уровня подготовленности учеников класса до развития общечеловеческих ценностей у каждого отдельно взятого ученика. Учеников – ориентируют на овладение дополнительными знаниями.

Под влиянием этого обоюдного интереса и прививаются школой будущему поколению жизненно-необходимые знания, умения и навыки.

Таким образом, можно сделать вывод, что литературная и лингвистическая направленность интеллектуальных игр – залог успеха в достижении поставленных современной школой задач перед учащимися и в целом в развитии полноценной личности каждого ребенка.

Список литературы.

Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы: Пособие к спецкурсу. - М., 1979.

Гальперин П.Я Введение в психологию. М, 1996.

Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах – 39-е изд-е. - М.: Просвещение, 1999

Виды внеклассной работы по русскому языку. Сост. М. М. Морозова, М., Просвещение, 1968, стр. .73

Воспитание творческого читателя: Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе / Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. - М., 1981.

Кружковая работа по русскому языку. Пособие для учителей. Сост. Н.Н. Ушаков. –М.: Просвещение, 1979, стр. 20-25

Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1988.

Леонтьев А. А. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

Леонтьев А.А. Психологический подход к анализу искусства // Эмоциональное воздействие массовой коммуникации: педагогические проблемы (материалы семинара). - М., 1978.

Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов- на – Дону 1998.

Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении, М.: Педагогика,1972.-170с.

Мархардаев Л.В. Основы социально-педагогической технологии. Рязань, РГПУ, 1999

Общая психология – М., 1986 (мышление 322-330).

Орлов В.И. Методы обучения в средней специальной школе, М.: Педагогика, 1993.-141с.

Педагогика/ Под ред. Ю.К. Бабанского, М.: Просвещение, 1988,-480с.

Плаже Ш. Роль действий в формировании мышления // Вопросы психологии. 1965 №6 стр. 6.

Смолкин А.М. Методы активного обучения, М.: Высшая школа, 1991.-207с.

Теплов Б.М. Практическое мышление// Хрестоматия по общей психологии мышления, М.: Педагогика, 1981.-177с.

Уман А.И. Психологический подход к обучению, Москва-Орел, 1997.-216с.

Фридман Л.М. Методы и приемы обучения: Психологический справочник учителя, М.: Педагогика, 1991,-173с.

Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии./ Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис, М.: Издательство Московского Университета, 1981.-304с.

Цукерман Г.А. Виды общения в обучении, Томск “Пелинг”, 1993.-161с.

Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М., 1964.

Перейти на страницу: 26 27 28 29 30 31 32


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.