Обучение школьников
Самым тщательным образом нужно оберегать детей от сообщества испорченных людей и от всякого другого повода к нравственной испорченности. Выдвигая это требование, Ко-менский исходил из убеждения, что зло распространяется довольно легко и держится упорно. Он требовал предохранить молодежь от влияния дурных товарищей, от общения с дурным обществом взрослых, от «развращенных речей, пустых и бессодержательных книг (ибо примеры пороков, воспринятые глазами или ушами, есть яд для души) и, наконец, от безделья, чтобы дети от безделья не научились делать дурное или же отупели умственно»3.
Коменский допускал, однако, что и при самом тщательном ограждении детей от дурного зло в той или иной степени проникнет в их среду и окажет на них свое отрицательное влияние. Вот почему «совершенно необходимо силою противодействовать злу». А для этого нужно пользоваться специальными мерами дисциплинарного воздействия на учащихся — порицаниями и наказаниями и в такой мере, как этого требует интерес воспитательного дела. Надо, говорил он, «подавить зреющий порок при первом же его появлении» и стараться, «если это возможно, вырвать его с корнем»4.
Школьная дисциплина. В тесной связи с вопросами обучения и воспитания Коменский ставил и решал вопрос дисциплины, и решал его по-новому и в широком плане. Дисциплина нужна каждой школе как воздух. «Школа без дисциплины, что мельница без воды», — говорил Коменский.
Указывая на большую роль дисциплины в воспитательной деятельности школы, Коменский в то же время отвергал дисциплину старой школы, которая поддерживалась ударами и побоями, постоянным страхом перед наказаниями. Он говорил, что новая школа, где должны «царствовать бодрость и внимание как в учащих, так и в учащихся», нуждается в такой дисциплине, которая всемерно поддерживала бы внимание и бодрость духа у учащихся.
Неотъемлемым и, пожалуй, основным признаком дисциплины является исполнительность.
Только та исполнительность учащихся служит, по мнению Коменского, показателем настоящей дисциплины, которая не является чем-то вынужденным, продиктованным страхом перед наказанием, а тем, что в той или иной мере находит оправдание в сознании самих учащихся.
Коменский хорошо понимал, что такая осмысленная дисциплина обеспечивается не сразу, не вдруг, а в результате правильно организованных и систематически проводимых школой воспитательных воздействий.
Учителя должны владеть искусством преподавания. Без этого они не смогут обеспечить надлежащую дисциплину. Часто падение дисциплины бывает по вине не учащихся, а учащих. Вновь и вновь повторял он, что учителя должны приучать своих учеников «к требуемому от каждого человеческому образованию и к доброму повиновению . прежде всего и лучше всего примерами, нежели предписаниями»'. Пример учителя, по глубокому убеждению Коменского, — могучее средство воспитания вообще и дисциплины учащихся в частности.
Чтобы избежать разноречивых толкований школьных законов и вытекающих из них обязанностей учащихся, избежать разнобоя в предъявляемых к учащимся требованиях, Коменский считал совершенно необходимым иметь в каждой школе: 1) свод законов, охватывающих все стороны школьной жизни и деятельности; 2) правила, которыми должны постоянно руководствоваться учащиеся в своих, действиях и поступках, во всем поведении. И Коменский составил свод таких законов и правила поведения учащихся.
В «Законах хорошо организованной школы» Коменский пытался охватить все стороны школьной жизни, предусмотреть все, что обеспечило бы школе нормальное выполнение возложенных на нее функций.
В «Правилах поведения» он постарался дать все то, чем необходимо руководствоваться учащимся в своем поведении как в школе, так и вне ее, во всех случаях жизни. В них даются сравнительно подробные указания о том, как надо держать
себя в присутствии других («Если стоишь, то стой прямо, опираясь на обе ноги, а не на одну из них, как аист, не растопырив их, но слегка соединив»); как относиться к своей внешности, к одежде и обуви (содержать одежду и обувь в чистоте и опрятности, выходить в общество «вымывшись, причесавшись» и т. д.); как держать себя при разговоре («Лучше молчать, чем говорить пустое. Прерывать говорящего, прежде чем он окончит свою речь, в высшей степени некультурно» и пр.); что делать утром, встав с постели; как вести себя в школе (не пропускать школьных занятий, захватывать с собою все, что необходимо для занятий в этот день, занимать только свое, а не чужое место, и т. д.); к а к вести себя по отношению к учителю; как вести себя по отношению к товарищам («Считай всех товарищей по учению за друзей и братьев», живи со всеми дружно); как держать себя по отношению ко взрослым людям («Со всеми будь обходителен, ласков, ни с кем не поступай по капризу») и т. д.