Ян Амос Коменский

Коменский считал, что дисциплину надо поддерживать мяг­кими мерами. «Колотушки и пощечины вовсе не имеют силы вложить в душу любовь к наукам». Лучшими средствами под­держания дисциплины он считал правильное использование детских сил, живой пример, наставления, увещания, иногда и порицания, которые должны делаться с «отеческим расположе­нием», затем выговор, штрафные значки, похвалу и награды как более гуманные меры воздействия, особо рекомендуемые в младших классах школы.

В своем отношении к розге Коменский не был последовате­лен до конца. То он соглашался с тем, «что розги и побои, эти рабские и совершенно недостойные свободных людей средства, не должны применяться в школах», то допускал применение те­лесных наказаний, правда, в исключительных случаях и по ре­шению школьного сената (совета) по отношению к тем уча­щимся, которые богохульствовали.

Коменский считал, что при руководстве поведением учащих­ся вообще непременно «должна иметь место кротость без лег­комыслия ., порицание без язвительности ., строгость без сви­репости», убедительность и, наконец, гуманность.

Конечно, трудно говорить об обеспечении гуманного отно­шения к ученику, когда его подвергают сечению розгой. Гума­низм и розга — вещи несовместимые. Но несомненно, что нака­зания, даже суровые, воспринимаются детьми с меньшей оби­дой и огорчением, когда их применяет тот учитель, в добром, высоко гуманном отношении которого они не сомневаются.

Хороша дисциплина, когда дети аккуратно выполняют каж­дое порученное дело, когда они достойно ведут себя в присут­ствии учителя и в отсутствии его, когда все это выполняется ими из уважения к порядку, из осознания его необходимости.

Но еще лучшей будет дисциплина, если дети заботятся не только о себе, о своем поведении, но и о поведении своих това­рищей, если" они радуются хорошему в поведении товарищей и огорчаются плохим в их поведении, если предлагают состязать­ся за отличие в поведении и принимают меры к устранению плохого (делают товарищеские замечания, требуют от своих товарищей не допускать нарушения дисциплины, а если эти ме­ры не окажут положительного действия, то сообщают о недо­стойном поведении товарища учителю).

Учитель и руководитель школы. Коменский очень высоко оценивал роль учителя и инспектора (руководителя) школы. Учитель, по его представлению, является служителем «вечного света», он «горит нетерпением рассеять мрак умственный и раз­личить свет над всеми мыслями и действиями» и умеет это делать разумно; он отечески относится к своим учащимся, лю­бовно воспитывает их. Инспектор (руководитель) школы по своей квалификации — это один из наиболее опытных учи­телей. Его главная обязанность — не распоряжаться, а уме­ло показывать учителю, как следует ему выполнять свои обя­занности,

Значение Комекского. Коменский является одной из наиболее ярких фигур в истории педагогики. Опираясь на передовые уче­ния той эпохи, он создал педагогическую систему, которая но­сит демократический характер и отражает стремления народ­ных масс к просвещению. Коменский выступал за всеобщее обу­чение, за единую школьную систему, за школу на родном язы­ке, за легкое и доступное обучение. Он считал необходимым приучение детей к посильному труду с раннего возраста, воспи­тание трудолюбия, выносливости в- труде, «привычки к труду», которые сделают праздность невыносимой, и дети потом не ста­нут «тунеядцами».

Коменский — сложная, противоречивая фигура. Он отдавал дань религиозному мировоззрению средневековья в вопросах о целях воспитания, о содержании обучения и др. Но его система-в целом носит весьма прогрессивный характер. Важнейшие пе­дагогические вопросы он в конце концов разрешил в духе пере­довой, а иногда даже материалистической теории своей эпохи и передового опыта школы.

Как дидакт, Коменскчй выдвинул принцип жизненности, реализма в обучении и, исходя из требования гуманизма и при-родосообразности, требовал уважения к детской личности, уче­та психологических и возрастных особенностей детей, развития их познавательных способностей на основе применения нагляд­ности, разработал вопросы интереса в обучении, внимания, за­поминания и сформулировал главнейшие принципы и правила обучения.

Он впервые дал глубокую теорию урока, направленную на основательность, легкость и быстроту обучения.

Коменский разработал систему нравственных черт личности, из которых некоторые носят религиозно-идеалистический харак­тер. Гуманизм, справедливость, мужество, выносливость в труде и др. он понимал слишком отвлеченно, в отрыве от конкретных условий эпохи, общества, его отдельных классов и т. д. Тем не менее он сформулировал ряд требований к методике воспи­тательной работы, основанной на гуманном, мягком и любов­ном отношении к детям, глубоком изучении их особенностей.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.