Обучение школьников
Коменский считал, что дисциплину надо поддерживать мягкими мерами. «Колотушки и пощечины вовсе не имеют силы вложить в душу любовь к наукам». Лучшими средствами поддержания дисциплины он считал правильное использование детских сил, живой пример, наставления, увещания, иногда и порицания, которые должны делаться с «отеческим расположением», затем выговор, штрафные значки, похвалу и награды как более гуманные меры воздействия, особо рекомендуемые в младших классах школы.
В своем отношении к розге Коменский не был последователен до конца. То он соглашался с тем, «что розги и побои, эти рабские и совершенно недостойные свободных людей средства, не должны применяться в школах», то допускал применение телесных наказаний, правда, в исключительных случаях и по решению школьного сената (совета) по отношению к тем учащимся, которые богохульствовали.
Коменский считал, что при руководстве поведением учащихся вообще непременно «должна иметь место кротость без легкомыслия ., порицание без язвительности ., строгость без свирепости», убедительность и, наконец, гуманность.
Конечно, трудно говорить об обеспечении гуманного отношения к ученику, когда его подвергают сечению розгой. Гуманизм и розга — вещи несовместимые. Но несомненно, что наказания, даже суровые, воспринимаются детьми с меньшей обидой и огорчением, когда их применяет тот учитель, в добром, высоко гуманном отношении которого они не сомневаются.
Хороша дисциплина, когда дети аккуратно выполняют каждое порученное дело, когда они достойно ведут себя в присутствии учителя и в отсутствии его, когда все это выполняется ими из уважения к порядку, из осознания его необходимости.
Но еще лучшей будет дисциплина, если дети заботятся не только о себе, о своем поведении, но и о поведении своих товарищей, если" они радуются хорошему в поведении товарищей и огорчаются плохим в их поведении, если предлагают состязаться за отличие в поведении и принимают меры к устранению плохого (делают товарищеские замечания, требуют от своих товарищей не допускать нарушения дисциплины, а если эти меры не окажут положительного действия, то сообщают о недостойном поведении товарища учителю).
Учитель и руководитель школы. Коменский очень высоко оценивал роль учителя и инспектора (руководителя) школы. Учитель, по его представлению, является служителем «вечного света», он «горит нетерпением рассеять мрак умственный и различить свет над всеми мыслями и действиями» и умеет это делать разумно; он отечески относится к своим учащимся, любовно воспитывает их. Инспектор (руководитель) школы по своей квалификации — это один из наиболее опытных учителей. Его главная обязанность — не распоряжаться, а умело показывать учителю, как следует ему выполнять свои обязанности,
Значение Комекского. Коменский является одной из наиболее ярких фигур в истории педагогики. Опираясь на передовые учения той эпохи, он создал педагогическую систему, которая носит демократический характер и отражает стремления народных масс к просвещению. Коменский выступал за всеобщее обучение, за единую школьную систему, за школу на родном языке, за легкое и доступное обучение. Он считал необходимым приучение детей к посильному труду с раннего возраста, воспитание трудолюбия, выносливости в- труде, «привычки к труду», которые сделают праздность невыносимой, и дети потом не станут «тунеядцами».
Коменский — сложная, противоречивая фигура. Он отдавал дань религиозному мировоззрению средневековья в вопросах о целях воспитания, о содержании обучения и др. Но его система-в целом носит весьма прогрессивный характер. Важнейшие педагогические вопросы он в конце концов разрешил в духе передовой, а иногда даже материалистической теории своей эпохи и передового опыта школы.
Как дидакт, Коменскчй выдвинул принцип жизненности, реализма в обучении и, исходя из требования гуманизма и при-родосообразности, требовал уважения к детской личности, учета психологических и возрастных особенностей детей, развития их познавательных способностей на основе применения наглядности, разработал вопросы интереса в обучении, внимания, запоминания и сформулировал главнейшие принципы и правила обучения.
Он впервые дал глубокую теорию урока, направленную на основательность, легкость и быстроту обучения.
Коменский разработал систему нравственных черт личности, из которых некоторые носят религиозно-идеалистический характер. Гуманизм, справедливость, мужество, выносливость в труде и др. он понимал слишком отвлеченно, в отрыве от конкретных условий эпохи, общества, его отдельных классов и т. д. Тем не менее он сформулировал ряд требований к методике воспитательной работы, основанной на гуманном, мягком и любовном отношении к детям, глубоком изучении их особенностей.