Обучение школьников
Особенности мировоззрения Коменского наложили отпечаток и на его педагогические труды. В них наряду с очень прогрессивными идеями и положениями уживаются отдельные отсталые взгляды и суждения (например, подготовка к загробной жизни как одна из задач воспитания). Однако не отсталое, а передовое, прогрессивное определяет характер педагогической теории Коменского. Она по своему существу является всеобъемлющей и высоко прогрессивной, оказавшей огромное влияние на дальнейшее развитие педагогической теории и педагогической практики во многих странах мира. https://www.e-eng.ru прокол гнб в казахстане сравнить цены.
Гуманизм и демократизм — важнейшие основы педагогики Коменского. Вся деятельность и труды Коменского проникнуты глубокой верой в человека и заботой о благополучии и успешном умственном развитии его. Человек, по его мнению, есть «совершеннейшее, прекраснейшее создание», он от природы одарен способностями «дойти до всего», подняться на самую высокую ступень образования. Право на образование им рассматривалось как естественное право каждого человека. Разумными существами, по его мнению, люди могут стать лишь в результате правильно поставленного образования и воспитания.
Коменский считал, что все дети независимо от пола и происхождения имеют право на образование. По своим способностям, дарованиям-дети, конечно, неодинаковы. Однако различия в способностях, по глубокому убеждению Коменского, не могут служить основанием для того, чтобы заниматься образованием одних и уклоняться от занятий с другими. Это лишь обязывает воспитателей не однообразно, не по шаблону, а по-разному, в зависимости от особенностей детей, подходить к определению конкретных методов обучения и воспитания.
Руководствуясь этими соображениями, Коменский сделал въшод, что образование должно быть достоянием всех детей. Он писал: «В школы следует отдавать не только детей богатых или знатных, но и всех вообще: знатных и незнатных, богатых и бедных, мальчиков и девочек во всех городах и местечках, селах и деревнях». Так Коменский сформулировал принцип всеобщего обучения. Он выступает против традиционного мнения о ненужности обучения девочек: ведь женщины «также наделены умом живым и восприимчивым к мудрости». Демократ Коменский требует, чтобы дети всех классов общества проходили сначала одну общую для всех школу родного языка. Это облегчило бы для детей народа возможность перехода в среднюю латинскую школу. Коменский настаивал, чтобы каждый желающий и способный продолжать образование мог беспрепятственно поступать в среднюю и высшую школы. Система школьного образования. Коменский выдвинул идею единой школы и предложил глубоко продуманную систему образования в составе четырех взаимно связанных между собой ступеней: 1) материнская школа для детей в возрасте до 6 лет, 2) школа родного языка для детей от 6 до 12, 3) школа латинского языка, или гимназия, для детей от 12 до 18 и 4) академия с путешествиями для молодежи 18—24 лет.
Материнская школа — это ступень домашнего (дошкольного) воспитания и обучения ребенка, где главным воспитателем является мать. Но это ступень организованного и целенаправленного воспитания и обучения. Занятия в материнской школе, по идее Коменского, должны были проводиться по строго определенной программе с применением наиболее простых, вполне доступных детям данного возраста методических приемов. В программу материнской школы входили самые первоначальные сведения по всем основным областям знания. Здесь ребенок должен был узнать, что такое вода, земля, воздух, дождь, снег, лед, камень, железо, дерево, трава и т. д., усвоить элементарнейшие сведения из природоведения. Он должен был научиться различать краски, понимать, что называется небом, солнцем, луной, звездами (начатки астрономии), усвоить начатки географии (познакомиться с селом, городом, рекой, горой, долиной и т. д.).
Коменский считал также, что материнская школа обязана уделять внимание нравственному воспитанию детей (любовь к человеку, уважение к старшим, прилежание, услужливость, вежливость и др.).
Школа родного языка, продолжая обучение, начатое в материнской школе, расширяя и углубляя полученные там знания, должна была научить детей тому, что «пригодно будет человеку во всей его жизни», а именно: свободно читать все напечатанное и написанное на родном языке, писать четко, скоро и правильно, считать, измерять «на все лады» длину, ширину, расстояние (т. е. знать квадратное и кубическое измерения), петь все употребительные мелодии (духовные песни), знать на память псалмы, молитвы и отрывки из «священного писания», знать катехизис и священную историю. Но Коменский этим не ограничивался. Он считал, что учащиеся должны знать, понимать и стремиться осуществлять в жизни принципы морали, иметь общее представление о гражданской истории, знать элементы космографии и географии, настолько смыслить в хозяйстве и политике, чтобы понимать то, что ежедневно совершается на глазах дома и в городе. Наконец, учащиеся обязаны ознакомиться с общими приемами ремесла, чтобы не быть несведущими ни в чем и, может быть, открыть в себе некоторые способности к тому или иному ремеслу.