Обучение школьников
Как видно, это была необычная по тому времени программа начального обучения, базирующаяся на изучении родного языка, в отличие от средневековых школ, где все обучение, оторванное от жизни, велось на латинском языке.
Поскольку образование в объеме программы школы родного языка рассматривалось как обязательное для всех детей, то Коменский и требовал создания такой школы в каждом селении.
Учреждение латинской школы, или гимназии, Коменский намечал в каждом городе. В курс латинской школы он наряду со «свободными искусствами», обычными для средневековой школы, включал также физику (естествознание), географию, историю. В этой школе Коменский пытался сочетать старое содержание с новым. Оставляя в школе все средневековые предметы, он вводил в них и реальные знания. Идея единой школы у него на практике не полностью была осуществлена: в действительности дети всех сословий учились вместе только в школе родного языка.
Теория обучения. В трудах Коменского особое место занимает вопрос о том, чему и как учить. Его не удовлетворяли ни ограниченный круг знаний, какой давала средневековая школа, ни применяемые в ней схоластические способы обучения и суровые меры воздействия на учащихся. Коменский называл эту школу пугалом для мальчиков и застенком для умов. Она не развивала, а притупляла умственные способности учащихся, убивала в них всякую охоту к учению.
Школа же, по мнению Коменского, должна быть живой мастерской людей, или, по его выражению, «мастерской гуманности», «мастерской света». Она обязана обучать «всему тому, что может сделать человека мудрым, добродетельным, благочестивым». Это означало, что учащиеся должны получать в ней разностороннее образование и к тому же «не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное, т. е. чтобы разумное существо—человек приучался руководствоваться не чужим умом, а своим собственным, не только вычитывать из книг и понимать чужие" мнения о вещах или даже заучивать и воспроизводить их в цитатах, но развивать в себе способность проникать в корень вещей и вырабатывать истинное понимание их и употребление их». В другом месте Коменский писал, что нужно, «поскольку это возможно, черпать свою мудрость не из книг, а из неба и земли, из дубов и буков, т. е. должно учить их познавать и исследовать самые вещи и не чужие наблюдения и свидетельства о вещах».
Исходя из этого, великий педагог включал в программу общеобразовательной школы широкий круг знаний, как гуманитарных, так и реальных.
Рекомендовал ввести и преподавание морали. При этом, будучи человеком глубоко верующим, он отводил в учебном курсе школы одно из видных "мест религии.
Чтобы успешно подготовлять «мудрых, добродетельных и благочестивых людей», чтобы своевременно и вполне успешно реализовать программу учебных занятий, школа, говорил Коменский, должна отказаться от старых, убийственных методов обучения, от варварских средств запугивания и подавления личности ученика и воспользоваться тем, что делает обучение легким, приятным и основательным. Для того чтобы обеспечить
это, а следовательно, и успех в обучении, необходимо в корне изменить дидактическую основу обучения. Новую дидактическую основу, диаметрально противоположную той, на которую опиралась старая, средневековая школа, он изложил в ряде правил.
А^ Дидактика Коменского направлена на то, чтобы сделать / процесс обучения более «жизненным и естественным, легким и плодотворным» вопреки средневековой школе, предлагавшей детям материал в «темной, сбивчивой и запутанной форме». Методы обучения в этой школе требовали «неимоверных трудов, возбуждавших сильное отвращение и сопровождавшихся бесконечными мучениями».
В противоположность старым варварским методам обучения, антипсихологическим по существу своему, Коменский в основу сваей дидактики кладет принцип «естественного метода», или природосообразности, под которой он понимает соответствие между методами обучения и законами природы. Свои дидактические положения Коменский подтверждает и подкрепляет ссылками на природу. Он ссылается главным образом на жизнь растений, развитие птиц, на деятельность садовника, архитектора и т. д.
Первое, по его выражению, «золотое правило» заключалось в следующем: «Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствам, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое—'Слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». Это «золотое правило» берет свое начало в сенсуалистическом (материалистическом) понимании процесса познания, о чем было сказано выше. Другие правила гласят: учить лишь тому, что полезно и доступно восприятию в каждом возрасте; учить всему при помощи доказательств, основанных на внешних чувствах vr разуме, и ничему не учить, опираясь только на авторитет; изучать явления и предметы не в отрыве, не как «кучу дров», а в связи; идти в обучении не от словесного толкования о вещах и предметах, а от непосредственного наблюдения над ними или от ознакомления с ними по наиболее точно выполненным копиям; от понимания идти к запоминанию и выражению понятого в речи, а отсюда — к упражнениям в действиях; идти от общего ознакомления с предметом к изучению отдельных его сторон; следовать в обучении от легкого к трудному, от близкого к далекому; примеры предпосылать правилам; все занятия располагать таким образом, «чтобы последующее всегда основывалось на предшествующем, а предшествующее укреплялось последующим»; «всему учить, указывая на причины, т. е. не только показывать, каким образом что-либо происходит, но также и показывать, почему оно не может быть иначе»,