Обучение школьников
Мировоззрение Коменского. Великий славянский педагог Ян Амос Коменский родился в 1592 г. в Чехии в семье, принадлежавшей к умеренной демократической общине «чешских братьев», в состав которой входили крестьяне и ремесленники. Эта община была патриотическим объединением чехов, боровшихся за независимость чешского народа. Она унаследовала ряд демократических идей гуситского национально-религиозного движения в Чехии, направленного против немецкого дворянства и католической церкви.
Община эта уделяла много внимания воспитанию детей. Ею, между прочим, была предпринята попытка осуществить всеобщее начальное обучение на родном языке.
На двенадцатом году жизни Коменский остался круглым сиротой. По некоторым сведениям, он обучался мастерству, нанимался в пастухи, наконец, ему удалось с помощью общины закончить начальную и среднюю школы, поступить в Гейдельбергский университет, где с увлечением занимался математикой, изучал Коперника, побывал в Амстердаме, являвшемся в то время крупным центром Европы. Будучи еще студентом, Коменский пишет книги для народа на чешском языке (словарь, научно-популярные брошюры и т. д.). Он говорил: «Не надо прятать науку в книгах для ученых, надо, чтобы знание было доступно всем». Этим демократическим идеалам Коменский остался верен до конца своей жизни. По возвращении на родину в 1614 г. Коменский становится руководителем той школы, в которой в свое время сам получил среднее образование. Вскоре община «чешских братьев» избрала его своим священником. Выполняя обязанности руководителя школы и священника общины, Коменский больше всего. уделял внимания школе: ,отстаивал гуманные начала в отношениях учителей к учащимся, вводил в практику преподавания приемы, обеспечивающие возможно большую доступность знаний, обращал особое внимание на ознакомление учащихся с природой, на воспитание у них любви к природе, интереса к познанию ее, пропагандировал знания среди членов общины. В это же время Коменский начинает работать над созданием ряда педагогических трудов.
С начала Тридцатилетней войны (1618—1648) община «чешских братьев», активно боровшаяся вместе со всем чешским народом за национальную независимость, подверглась преследованию со стороны реакционных кругов. После долгих скитаний она вынуждена была покинуть родину и переселиться в Польшу. Во время скитаний умерли жена и дети Коменского, погибли его рукописи.
Обосновавшись в польском городе Лешно, не расставаясь со своей общиной, Коменский принял на себя обязанности руководителя гимназии. И здесь с еще большей настойчивостью продолжал внедрять в школьную практику новое, прогрессивное. Им были устранены почти полностью телесные наказания и другие грубые меры воздействия на учащихся, зубрежка и поощрялись самодеятельность, широкое применение наглядности н другие пути и средства обучения, обеспечивающие осмысленное овладение детьми учебным материалом.
Свою практическую педагогическую деятельность ,он сочетал с изучением педагогического опыта и педагогической теории прошлого и настоящего, с усиленной работой над созданием педагогических трудов. В 1631 г. Коменский издает учебник «Открытая дверь языков», доставивший автору огромную известность. В 1632 г. он заканчивает свой главный труд «Великая дидактика», на чешском языке, переведенный в 1638 г. на латинский язык, являвшийся тогда языком науки. Коменский приобретает мировую известность. Он получает приглашения из целого ряда стран (Англии, Германии, Америки, Швеции и др.) приехать для реорганизации школьного дела.
В период с 1641 по 1654 г. Коменский находился в Англии, Швеции и Венгрии, где занимался созданием энциклопедии всех наук, подготовкой школьных реформ, разработкой учебников и методики преподавания. За это время им была подготовлена и издана в 1648 г. книга «Новейший метод языков» и в основном подготовлен знаменитый учебник, построенный по принципу наглядности, — «Видимый мир в картинках», изданный позднее в 1658 г.'.
В 1654 г. Коменский вернулся в г. Лешно. Но во время шведско-польской войны г. Лешно был разорен (1656). Коменский, вторично потеряв большую часть рукописей, библиотеку, свое имущество, вынужден был бежать в Голландию. Последние 14 лет своей жизни он провел в Амстердаме, где издавал свои сочинения.
На формирование мировоззрения Коменского оказали влияние разнообразные, подчас крайне противоречивые факторы: и традиции феодального общества, и то новое, что нес с собой капитализм, складывающийся в недрах феодального строя, и демократические, хотя и не до .конца последовательные, тенденции общины «чешских братьев», и материалистические веяния в науке. Говоря о материалистическом направлении той эпохи, мы имеем в виду учение о бесконечности мира (Бруно), философию Бекона (1561—1626), родоначальника английского материализма, который брал в основу научного знания наблюдение, опыт, индукцию и учил, что познание начинается с чувственного восприятия и что ничего нет в нашем уме, чего раньше не было в ощущениях. Большое влияние на мировоззрение Коменского оказала эпоха Возрождения с ее преклонением перед природой, с ее идеалом человека, сильного телом и духом, всестороннего развития его творческих сил, способностей и интересов. Этим и объясняется наличие противоречий и двойственности в его мировоззрении. В нем, например, можно обнаружить элементы материализма и вместе с тем крайнюю религиозность, глубокий гуманизм и оправдание суровых мер наказания за невыполнение религиозных требований.