Обучение школьников
Понятно, что успех в обучении в значительной степени зависит от применяемых организационных форм, методов и приемов обучения. Коменского совершенно не удовлетворяли ни господствовавшая в его время форма обучения, сводившаяся в основном к задаванию уроков и спрашиванию каждого учащегося в отдельности, ни применяемые методы преподавания (бессмысленное заучивание букв, слогов, слов, текстов и т. д.). И он предложил новую, классно-урочную форму с применением разнообразных методов, среди которых центральное место отводил методам наглядного обучения. Коменский настаивал на том, чтобы: 1) учебный курс начинался только один раз в определенное время года; 2) вся совокупность научных занятий была точно разделена на классы; 3) время было тщательно распределено— так, чтобы на каждый год, месяц, день и час прихо-дилась своя особая задача.
При проведении урока решающее значение имеет учитель. Книги — это немые учителя. Только после объяснения учителя материал «оживает и глубоко запечатлевается в душе учащегося». Учитель сообразуется со ступенью восприимчивости ученика. Прежде чем перейти к подробному изложению предмета, учитель дает ученикам общее представление о нем. Объяснение урока ведется на конкретных примерах. Излишнее углубление в материал идет в ущерб ясности понимания. Учитель старается возбудить у учащихся стимул к занятиям интересными примерами, яркими наглядными пособиями, дружеским отношением, любовью к детям, иногда и шуткой. Сама школа должна привлекать детей своим внешним видом. Особое значение на уроке имеет внимание учащихся, которое Коменский сравнивает со светом . Коменский учил учителей умению работать со всем классом: обращаться с вопросом ко всему классу, спрашивать не одного, а привлекать к опросу нескольких учащихся, работать над повторением всего материала в конце урока, использовать доску, максимально вовлекать органы чувств, оснащать урок пособиями (картами, глобусом, скелетом, моделями и т. д.).
Следует запоминать только то, что хорошо понято учащимися. Запоминать нужно только существенное. Упражнения надо начинать с работы над элементами. Обучение чтению и письму надо начинать не со слов или целых фраз, а со звуков. Классно-урочная форма занятий получила в дальнейшем полное признание в прогрессивной педагогической теории и школьной практике. Она и по сей день остается основной организационной формой обучения.
Теория воспитания. Коменский не представлял себе образования без воспитания. Он справедливо утверждал, что одно «научное образование», которое дается в процессе обучения, не делает еще учащегося полноценной личностью. Мало озарить умы учащихся «блеском мудрости для того, чтобы проникать вовсе явное и сокровенное», мало вооружить их знаниями наук, искусств и языков и научить пользоваться ими в жизни, что является прямой задачей образования, необходимо также прививать детям то, что делает людей «возвышенными, мужественными и великодушными». Это обязывает вместе с образованием воспитывать у учащихся все «добродетели» и прежде всего главные, или, как говорил он, «кардинальные», к которым относил мудрость, умеренность, мужество, «выносливость в труде», справедливость и гуманизм.
Мудрость. Определяя это понятие, Коменский считал, что «истинная мудрость заключается в том, чтобы судить о вещах справедливо, чтобы считать каждую вещь только такою, как она есть ., не порицать того, что заслуживает похвалы, и не восхвалять заслуживающего порицания»'. Эта добродетель, с его точки зрения, может и должна воспитываться главным образом в процессе обучения учащихся наукам, искусствам и языкам, т. е. в процессе «научного образования».
Умеренность. Очень важно, говорил он, воспитать у учащихся способность всегда и во всем придерживаться «золотого правила»: «ничего сверх меры, т. е. никогда и ни в чем не доходить до пресыщения и отвращения», а значит, выработать у них привычку «соблюдать умеренность в пище и питье, в сне и бодрст-венном состоянии, в работе и в играх, в разговоре и молчании» 2. Для этого, по справедливому мнению Коменского, далеко не достаточно наставлений и напоминаний о необходимости соблюдать во всем умеренность. Одними наставлениями и напоминаниями невозможно достигнуть поставленной цели.
Цель будет достигнута лишь тогда, когда одновременно с наставлениями и напоминаниями будет обеспечиваться практическое выполнение детьми на протяжении всего времени обучения этого правила. Необходимо поэтому не только разъяснять, насколько важно и полезно быть умеренным, но и требовать неукоснительного выполнения детьми названного правила.
Мужество — эта драгоценная черта личности — означает, согласно разъяснениям Коменского, способность «поступать во всем обдуманно и ничего не делать под влиянием увлечения или порыва». Мужество, следовательно, предполагает наличие в человеке развитого ума и твердой воли, способности разумно определять свои действия и поступки и иметь силу строго следовать велениям разума до конца, терпеливо преодолевая трудности на своем пути. Настойчивость и выносливость выступают, таким образом, у Коменского как неотъемлемые качества мужества.