Обучение школьников
На примере предметной научной недели физики и астрономии видна схема проведения научных недель, по которой поводятся и все остальные научные недели:
1. Чтение лекций профессорами и доцентами ТНГУ.
2. Творческие лаборатории.
3. Семинары.
4. Экскурсии.
5. Конкурс стихов по предметам, кроссвордов, стенных газет. http://only-paper.ru конструирование из бумаги птица.
6. Заключительный тематический вечер.
На наш взгляд, очень ценным во время проведения предметных научных недель является чтение лекций по физике, химии, географии, профессорами и доцентами университета.
10стр.
Ученики как бы поднимаются на ступеньку выше, не только в знаниях, но и в научном плане – ведь с ним беседуют настоящие профессора, люди, составляющие науку.
Например, ежегодно для учащихся 11-х классов доктор физико-математических наук, профессор заведующий кафедрой физики ТГНГУ Новиков Виталий Федорович, тема его лекций ''Магнетизм в науке и технике''. В этой области он специалист, так как все его научные работы связаны с этим разделом физики. От себя я могу добавить то, что в данное время ''Магнетизм'' развивается по всему миру просто немыслимыми шагами. Что в свою очередь подтверждается сотнями конференций, проходящих по всему миру с участии ведущих специалистов в этой области. А также нельзя не упомянуть Иркутский Государственный Педагогический Университет, где прошла одна их таких в сентябре-октябре 2001 года. Это оставило неизмеримо большой след в душах студентов этого университета, однако не буду уходить далеко от темы моей работы.
Тематический вечер – еще одна возможность для учащихся проявить свои способности, но уже не только в научном, но и в эстетическом плане, так как вечер сопровождается концертами и выступлениям учеников, которые проходят по заранее запланированному сценарию.
Предметные научные недели мы считаем самыми важным делом этапами в первичном проявлении способностей ребят работать над каким либо научным делом, и , хотя, до решения научных проблем еще далеко, но мы надеемся, что первый шаг к этому мы уже сделали. И тогда ребятам говорят, что лучшие доклады выносятся на обще лицейскую неделю науки, они относятся к этому спокойно, и выступления десятиклассников получаются более уверенными.
Обще лицейская неделя науки.
План проведения обще лицейской недели науки с годами тоже обработан и стал стандартным.
Первые два дня недели посвящены выступлениям различных молодых ученых различных кафедр ТНГУ. Цель этих выступлений – показать лицеистам, какие научны направления разрабатывались и разрабатываются отдельными кафедрам университета. И, несмотря на то, что научная работа в университете сейчас сильно приостановлена, но это все же дает своеобразный стимул к новым научным находкам и разработкам. Ученые с большим удовольствием выступают перед нашим лицеистами, рассказывают, кто и конкретно чем занимается; именно эта их работа, о которой ученый рассказывает и говорит: ''Вот этими вопросам я сейчас занимаюсь'' или ''Наша кафедра разработала прибор для таких измерений:…'', оказывает на ребят большое воздействие. Они слушают и задают вопросы с горящими глазами.
В эти же дни проводятся встречи выпускников с деканами и представителям кафедр университета. Во время этих встреч, в основном и решается судьба наших выпускников – какую специальность они изберут и где будут применять, и нарабатывать новые знания, и хотя небольшой, но все же имеющийся опыт научной работы. А в том, что они пригодятся мы уверены, так как все студенты пишут курсовые работы, выступают на
11стр.
семинарах, участвуют в студенческих олимпиадах.
Затем в течение трех дней проходит обще лицейская научная конференция.
В этом году докладчиками было сделано 153 доклада. По докладам ученики написали тезисы, которые к конференции были напечатаны по каждой секции в отдельности. Научить детей писать тезисы непросто. Ведь даже опытным научным работникам не всегда просто четко излагать главные идеи своих трудов и достижений, тем более не просто это сделать ученикам школ. Потому и приходится очень часто им пользоваться чужими мыслями.
Пусть так, но все же он учатся и пробуют себя в научных работах. Компьютерный набор тоже делается учащимися, потому недочетов много, но в этом году был первый опыт написания тезисов ребятами, до этого мы только ограничивались программами работ секций.
После научной конференции лицеистов начинается научно-методическая конференция преподавателей лицея. Понятно, что научно-практическая конференция будет проводиться. Понятно, что научная работа будет проводиться на должном уровне только в случае, если будет стимул, а также, если преподаватели будут иметь соответствующий профессиональный уровень.