Обучение школьников
Мы работаем в сотрудничестве с Санкт-Питербургской Академией акмеологических наук под руководством академика Кузьминой Н. В. ежегодно участвующем в научно-практических конференциях, проводимых в этой академии.
В этом году тематическая работа научно-методической конференции преподавателей была определена так: ''Мастерство педагога, как основа акмеологии образования''.
Достижение вершин профессионального мастерства педагогом – залог того, что и учащиеся будут стремиться к достижению тех вершин в учебе и научной деятельности. Педагогический коллектив лицея состоит в основном из бывших преподавателей университета, которые хорошо знают, чему нужно научить лицеистов, чтобы они могли успешно учиться в университете.
Переполнение коллектив идет за счет молодых специалистов ТГУ. Молодым преподавателям есть у кого перенимать опыт, потому они быстро адаптируются, что доказывает их участие в научно-практических конференциях.
В докладах преподавателей отражается опыт их работы, методы, применяемые для повышения уровня знаний лицеистов. В выступлениях просматриваются и исследовательские тенденции – анализ, сравнения, тем более, что проблем, с которыми сталкиваются преподаватели лицея очень много. Начать можно с того, что к нам приходят учиться ученики более чем из 30-и школ.
Завершается неделя науки подведением итогов. В этом году вечер был посвящен подведению итогов, награждению победителей, а затем состоялась поездка участников, и других лицеистов в театр на спектакль.
Подведение итогов мы также считаем очень важным этапом, так как это является результатом деятельности учеников и учителей. Заранее, еще до недели науки, мы начинаем составлять таблицу, в которой расписаны все виды деятельности учеников - участие в семинарах, конференциях, семинарах, конкурсах. Поощряются все участвующие. Каждое занятое место оценивается
12стр.
набранным числом баллов, причем, чем выше уровень, тем в большее число баллов оценивается труд лицеиста. То же относится и докладам на конференциях.
Как только заканчивается обще лицейская научная конференция, в таблицу заносят баллы за доклады, на этой конференции и делается окончательный подсчет баллов. В этом году на награждение претендовали 55 учеников. Из них дипломами, грамотами и денежными призами ТНГУ лицея награждены 22 лицеиста, 12-ти лицеистам объявлены благодарности и выданы грамоты. Всем эти лицеистам выданы удостоверения НОЛ. Замечено, что выдача этих удостоверений является большим стимулом к дальнейшей научной работе, чем выдача премий. Опыт показывает, что призеры 10-го класса, обычно, в 11—ом также оказываются призерами.
Все наши научные мероприятия – олимпиады, предметные научные недели, конференции разных уровней окажутся на страницах нашей газеты ''Горлица''. Заметки в газету иногда пишут преподаватели, но в основном это газета лицеистов, где они высказывают свои мнения, дают оценку тем или иным событиям в жизни лицея. Но, несомненно, большое внимание уделяется в газете научной работе лицеистов.
Итак, заканчивается очередной учебный год. Попробуем на примере этого года проследить, в какой мере нам удалось завершить те задачи, решение которых охватывает всех лицеистов, и те задачи, решение которых хотя бы для 15-20% лицеистов.
1. Знакомство учащихся 10-х классов с методам работы с научными навыками.
2. Написание рефератов – практическое применение навыков работы с научной информацией.
За этот год учащиеся написали рефераты по предметам: физика, математика, информатика, химия, география, русский язык и литература, региональная литература, иностранный язык, история вуза.
В итоге учащиеся написали 484 реферата – по 3 реферата в среднем на каждого лицеиста, т. е. Каждый испробовал на себе силы работы с литературой.
3. Научить лицеистов выступать с научными сообщениями, докладами. время предметных недель и на семинарах и на мини-конференциях по всем предметам выступили около 50 человек, на обще лицейской конференции – 15 лицеистов. Это учащиеся 10-х, 11-х классов. Считаем, что школу выступлений ребята прошли хорошо.
4. Развитие логического мышления.
Учащиеся прошли курс ‘’Основы научных исследований с элементами математической логики’’ .
На этих занятиях лицеистам рассказывали о роли эксперимента для проверки гипотеы, о том как интерпритировать цифровые и графические данные эксперимента, оценивать оплученные результаты и делать выводы.
А также лицеисты учатся переходить от теории к практике, то есть к ее применению. Решение творческих задач, требующих ответа на вопрос