Практические смыслы педагогической науки

Итак, проблема состоит в повышении качества образования, в достижении необходимого качества образования. Естественно, что необходимо сначала дать само определение качества образования.

Под качеством образования будем понимать соотношение цели и результата, и меры их достижения.

Из этого следует, что мы должны научиться измерять в одинаковых единицах цели и результаты. В настоящее время отмечается тенденция стремления школ к ''антропоцентрической'' , то есть центром всех учебных воспитательных процессов становится ученик и соответственно все способы организации школьной жизни должны быть подчинены цели его всестороннего развития., что требует разработки новых подходов к информационному обеспечению и развития новых информационных технологий

Основной целью анторопоцентрической школы является умственное воспитание. Интеллект – это специфическая форма организации индивидуального ментального опыта.

При этом можно сказать, что любой ребенок ''заполнен'' своим 2стр.

собственным ментальным опытом, который и предполагает характер его

интеллектуальной активности в тех или иных ситуациях. Состав и строение каждого опыта у каждого ребенка различны, поэтому дети, безусловно, различаются по своим умственным возможностям. Однако каждый ребенок нуждается в объективном создании условий, способствующих его интеллектуальному росту за счет максимального обогащения его ментального опыта.

Ориентация на решение задач интеллектуального воспитания ребенка, в свою очередь, вынуждает пересмотреть основные компоненты школьного воспитания: его назначение, содержание критерии эффективности форм и методов обучения, роль школьного учебника, функции учителя.

1. Назначение образования. Школьное образование наряду с образовательной функцией должно реализовать психологическую функцию. Применительно к задачам психологического воспитания это означает, что зелью процесса обучения не просто означает передачу материала физики математики или прочих наук, но и расширение индивидуальных интеллектуальных ресурсов средствами математики, физики или других наук.

2. Содержание образования. Сейчас процесс должен стоять так: Каким должно стать образование, чтоб образование ребенка проходило плодотворно? Иными словам ребенок не должен подстраиваться под содержание образования. А напротив, содержание образование необходимо подстроить под ребенка. При этом имеется в виду не просто адаптация предмета под возрастные и психологические особенности ребенка, а именно координальная его трансформация в направлении учета интеллектуального развития личности.

3. Критерии эффективности форм и методов обучения. В контексте задач интеллектуального воспитания эффективность образования должна быть связана с характером тех изменений, которые происходят под влиянием процесса обучения в самом субъекте обучения, то есть в ментальном опыте каждого конкретного ребенка. Соответственно в качестве критерия должны выступать показатели сформированности знаний, умений, навыков, и определенных интеллектуальных качеств, характеризующие разные стороны развития интеллекта школьника.

4. Роль учебного процесса. Сейчас нужны учебники нового типа, которые могли бы выполнить роль виртуального самоучителя. Но для этого нужно изменить все принципы построения учебного текста. Учебник должен быть не только проекцией учебного материала, но и основных психологических линий интеллектуального развития детей, в том числе связанных с учетом особенностей состава и строения ментального опта ребенка.

5. Функция учителя. Если раньше такая функция заключалась в трансляции социального опыта, то в современной школе учитель должен реализовать функцию проектирования индивидуального интеллектуального развития каждого ребенка. Соответственно, на первый план выходят такие формы деятельности учителя, как разработка индивидуальных стратегий обучения разных детей, учебно-педагогическая диагностика, индивидуальное консультирование и т. д.

В этих условиях именно внедрение новых информационных технологий обусловливает получение необходимой управленческой информации, которая имеет не усредненный, а индивидуально-личностный характер, позволяет

3стр.

увидеть продвижение каждого ребенка в процессе обучения.

С внедрением новых информационных технологий связано более широкое понимание управления обучением, осознаваемого не только как управления школой, но и управления процессом обучения каждого учащегося. При этом субъектами процесса обучения выступают уже не только руководитель, но и сам ученик.

Новые информационные технологии

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.