Обучение школьников
В заключение следует отметить, что при вхождении в контакт все зависит от степени деформированности семейных структур и профессионализма лица, вступающего с семьей в контакт в целях проведения работы по изменению
.
В ДОУ “Тополек», как было отмечено, ведется активная работа с родителями. Мною также была изучена базовая модель опыта дошкольного учреждения № 66 “Тополек” Советского РОО г. Тамбова “Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей в воспитании и обучении детей”.
Ведущая идея опыта: на основе нетрадиционных форм и методов работы с родителями, организовать более гуманное демократическое воспитание и обучение детей в семье, при котором педагоги и родители, руководствуясь принципами единого подхода в воспитании и обучении детей, постоянно обмениваются опытом, внедряя в практику наиболее ценные, передовые приемы воздействия на детей.
Концепция воспитания: - повышение педагогических знаний, педагогической культуры взаимоотношений, повышение практических умений родителей в воспитании детей;
- всестороннее воспитание ребенка в дошкольном учреждении и дома, создание атмосферы взаимоуважения на принципах единого подхода к воспитанию и обучению детей;
- демократизация и гуманизация всех процессов воспитания и обучения детей в семье;
- положительный пример поведения и отношения к окружающим всех взрослых членов семьи, систематическое включение детей в бытовую, хозяйственную деятельность, воспитание к труду взрослых;
- осуществление индивидуального дифференцированного подхода в работе с семьей с учетом образования родителей, жизненного опыта, степени участия родителей в воспитании и обучении детей, оказание особого внимания семьям с низкой общей и педагогической культурой;
- формирование психологической готовности к учебе в школе путем постоянного сотрудничества родителей, воспитателей с начальной школой и учителем.
Технология: использование нетрадиционных высокоэффективных методов и приемов работы с родителями:
1. Анкетирование родителей.
2. Тестирование родителей.
3. Экспресс-опрос.
4. Магнитофонная запись.
5. Реклама.
6. Оформление пригласительных билетов.
7. Обсуждение педагогических ситуаций.
8. Изучение рисуночных проективных методик.
9. Индивидуальные беседы с родителями.
10. Индивидуальные беседы с детьми.
11. Посещение семьи ребенка.
12. Моделирование игровых и проблемных ситуаций.
13. Выявление передового опыта семейного воспитания.
14. Участие родителей в педагогических советах.
15. Практические советы и рекомендации по интересующей проблеме.
Дошкольным учреждением № 66 помимо традиционных используются и новаторские, нетрадиционные формы работы с родителями:
1. Беседа за круглым столом.
2. Устный журнал.
3. Дискуссионный «круглый стол».
4. Педагогическая гостиная.
5. Викторина.
6. Брейн-ринг.
7. КВН.
8. Педагогический калейдоскоп.
9. Вечер вопросов и ответов.
10. Клуб знатоков.
11. Пресс-конференция.
12. “Поле чудес”.
13. “Звездный час”.
Наблюдение за деятельностью педагогического состава в плане работы с родителями показали, что использование дифференцированного подхода и нетрадиционных форм и методов достаточно эффективны. В результате повысилась ответственность родителей за воспитание детей в семье, постоянно совершенствуются педагогические знания родителей; создается атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми; происходит обмен передовым опытом семейного воспитания между родителями; создается благоприятная эмоциональная атмосфера между родителями и педагогами; обеспечивается совместный успех в деле воспитания и обучения детей. Также можно отметить возрастающую активность родителей по подготовке и проведению совместных воспитательных и педагогических мероприятий, улучшение их посещаемости.
В ДОУ “Тополек” хорошо отлажена работа социального педагога. Он выполняет следующие функциональные обязанности:
- содействует саморазвитию личности, направляя усилия на создание благоприятных условий для полноценного развития личности ребенка;
- организует деятельность дифференцированно, в зависимости от потребностей, интересов и возможностей каждого индивида;
- формирует здоровые отношения в социуме, содействуя с этой целью становлению и развитию у взрослых и детей общей системы интересов и ценностей;
- строит отношения с детьми, педагогическим коллективом и родителями на основе диалога, вникая во все тонкости взаимоотношений; влияет на отношения между людьми, ситуацию в микросоциуме, оставаясь в позиции неформального лидера, помощника;