Обучение школьников
1.5. Взаимоотношения внутри семьи, его место в ней; соседские и общинные связи.
2. Заботы, потребности, проблемы.
2.1. Причины, приведшие к необходимости взаимодействия с данной личностью.
2.2. История развития потребности, проблемы и факторы, влияющие на ее развитие.
2.3. Способность к выполнению жизненных ролей.
2.4. Основные потребности.
2.5. Ожидания личности по содержанию оказываемой помощи.
3. Факторы, влияющие на оказание помощи клиенту.
3.1. Что ожидает личность в качестве результата помощи.
3.2. Реалистичны ли эти ожидания.
3.3. Наличие внутренних ресурсов у личности к изменениям.
3.4. Негативные факторы влияния на ожидания личности.
3.5. Позитивные факторы влияния на ожидания личности.
Схема № 2 изучения истории семьи.
I. Основная информация.
1.1. Имена и дни рождения членов семьи, даты смерти.
1.2. Даты бракосочетания.
1.3. Отношение к религии, национальность.
1.4. Язык, на котором говорят в семье.
II. Семья как система.
1. Структура семьи.
1.1. Количество членов семьи, их родственные связи.
1.2. Взаимоотношения в подсистемах: родители, родители и дети, братья и сестры. Наличие группировок в семье.
1.3. Взаимоотношения между членами семьи и семьей как системой с другими членами большой семьи (дедушка, бабушка, двоюродные родственники).
1.4. Взаимоотношения между семьей как системой и ближайшими друзьями.
2. Окружение семьи.
2.1. Взаимоотношения семьи с соседями.
2.2. Влиятельные люди большой семьи, сильные и слабые стороны их влияния на семью.
2.3. Ситуация проживания и социоэкономический статус.
3. Функционирование семьи.
3.1. Взаимосвязи семьи с окружением (соседи, родственники, образовательно-воспитательные учреждения и т.д.).
3.2. Принятие решений в семье (кто превалирует: муж или жена, участие детей в принятии решений, влияние ближайших родственников на принятие решений в семье).
3.3. Ролевые функции (кто ведет хозяйство, кто заботится о детях, на кого из членов семьи возложена функция эмоциональной поддержки семьи как системы - поощрение, внимание, забота).
4. История развития семьи.
4.1. Генеалогическое дерево семьи (корни семьи, их влияние на сегодняшнее положение дел в семье).
4.2. Обычаи и традиции семьи.
4.3. Стадии развития семейной жизни.
Диагностирование межсемейных взаимоотношений проводится на основе соответствующих методик и анкет. Для определения наличия в семье конфликтных структур можно идти двумя путями: посредством работы с детьми и родителями.
Дифференциации семей на типы
является главным компонентом социальных взаимодействий семьи и Центра. В литературе приводятся различные подходы к определению типов семей. Допустимо разделение семей на две группы: семьи благополучные и неблагополучные (с наличием какой-либо деформированности семейной структуры).
Благополучные семьи можно разделить на педагогически грамотные и позитивно ориентированные на воспитание детей.
Неблагополучные семьи по степени конфликтности с педагогическими, моральными, социальными требованиями общества делятся на конфликтные, педагогически несостоятельные и аморальные. Основная работа должна быть направлена именно на неблагополучные семьи. Существует следующая характеристика неблагополучных семей (Алексеева А.С. Особенности неблагополучных семей и возможности школы в работе с ними: сборник Вопросы профилактики правонарушений, М., 1985., с. 35).
Конфликтная семья с конфронтирующим типом отношений.
В этих семьях идет наслоение конфликтов (предыдущий неразрешенный конфликт порождает еще большее недовольство). Выражается это в виде скандалов, грубости, взаимных угроз, оскорблений. разрушается чувство любви, уважения, долга. Данная семья как бы разрушается изнутри. Дети из таких семей чаще других нарушают нормы поведения в социальных учреждениях (детских садах, школах, и т.п.).
Педагогически несостоятельная семья.
В этих семьях низкая педагогическая культура сочетается с нежеланием что-либо исправить или изменить. Родители сознательно или непроизвольно настраивают ребенка против педагога, предъявляющего определенные требования. протест против требований начинает выражаться в неповиновении, грубости, отчуждении от коллектива, а затем от семьи.
Аморальная семья.
В этих семьях супруги вступают в противоречия уже не только в отношениях друг с другом, но и с нормами морали и правилами нравственного поведения в целом. Аморальную семью составляют люди, еще в родительской среде (семье) усвоившие стандарты жестокого обращения, не умеющие и не желающие согласовывать свой образ жизни с общепринятым. У детей из таких семей часто отмечаются расхождения между потребностью в симпатиях со стороны окружающих и неумением их завоевать. Вместе с тем они часто претендуют на бескомпромиссное лидерство среди сверстников. Невозможность достижения статуса, соответствующего этим притязаниям, ведет к тому, что они становятся вожаками на улице и чаще других пополняют ряды правонарушителей.