Обучение школьников
Оценка “пять” – материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;
– “четыре” - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;
– “три” – в усвоении материала имеются пробелы, он излагается, не систематизировано; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;
– “два” – основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;
– “единица” – материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.
Дополнение: комплексная проверка – проверяет способность учащихся применять знания и умения при изучении различных учебных предметов.
Такая проверка применяется еще сравнительно редко, но с внедрением интегративный курс ее значения будет возрастать.
Главная ее функция – диагностирование качества реализации меж предметных связей.
Примеры субъективизма учителей в оценивании знаний учащихся:
Привлекательным детям педагоги приподнимают высший уровень интеллекта и ставят высокие баллы.
Чаще всего учителя обращаются к учащимся, сидящим за первой партой и склонны выставлять им высокие баллы.
Лучше ценятся дети с красивым подчерком, если учителя сами калиграфисты.
Педагоги чувствительны к правильному произношению и часто несправедливо наказывают обучаемых с дефектами речи.
Недостаточная разработка критериев оценивания до революции существовала шести бальная система – от 0 до 5.
В 1918г. – “0” упразднили.
Постепенно оценка “1” стала использоваться реже.
С 50-х годов – меньше стала использоваться “2”. Педагоги пользуются “+”, “-” для каждой оценки – 5, 4, 3, 2 – получается десяти бальная система. Сейчас в некоторых регионах проходит эксперимент по двенадцати бальной системе. Кроме к ^+- прибавляют балл 1 – спасайте – учащийся немедленно требует помощи, особого внимания, до помещения в специальное учебное заведение; “высший балл” 12 – Ура! – свидетельствует о появлении способного и одаренного ученика, которого следует обучать по специальной программе в или в другом учебном заведении.
Но учитывая инертность школы вряд ли это скоро будет внедрено в практику. Поэтому педагоги ищут способы повышения роли пяти бальной системы. Можно выделить пять способов.
Выставление оценок – “+” “-”, - в своей записной книжке, т.к. в журнал нельзя.
Цифровая бальная система дополняется словесной. Редко и без желания педагогов – дополнительное время при дифлите его на уроке.
Оценка в дневник с записью родителям. Чаще негативная – разрушает мотив ответственности. Так в пятом шестом классе этот мотив понизится, особенно у детей с такими записями в дневнике.
В усилении коммуникативного воздействия (привлечь учащихся к сопереживанию успехов и неудач товарищей по классу).
Использование тернов успеваемости (у Шаталова), организация соревнования с самим собой – в конце недели получает словесную оценку “лучше”, “хуже”.
Критерии оценок по программе.
Функции контроля:
обучающая
развивающая
воспитывающая
побуждающая
контрольно-коррекционная.
Вопрос № 14. Семейное воспитание. Проблемы взаимоотношений поколений. Авторитет родителей в семье.
Это сложная и парадоксальная проблема. Сложность – в скрытом, интимном характере. Парадокс – родители ее не замечают, ибо не имеют необходимой псих-педагогической информации. Отношение родителей к детям сказываются годами, проходят определенные стадии. Родители не видят процесса развития отношений, - а внезапный, необыкновенный случай. И обращаются к специалисту по поводу “вчера” тревожной ситуации.