Обучение школьников
Хвалите.
Условия к ним:
Похвала должна возникать спонтанно, ее не стоит планировать;
Не превозносите до небес рутинную, а тем более плохо выполненную работу;
Похвала должна быть конкретной, точно адресованной;
Хвалите так, чтобы в похвалу верилось. Не с насупленным и угрюмым видом;
Критикуя, сопереживая.
Подбадривайте критика
Критика-упрек (ну, что же ты? А я так на тебя рассчитывал!)
Критика-аналогия (когда я был таким как ты, я тоже допустил такую же ошибку .)
Критика-надежда (надеюсь, что в следующий раз .)
Безличная критика (в нашем классе есть еще ученики, которые . не будем называть их фамилий)
Критика-озабоченность (я очень озабочен сложившейся ситуацией. Особенно у таких наших учеников .)
Критика-сопереживание (я хорошо понимаю тебя, вхожу в твое положение, но и ты войди в мое. Ведь работа-то не выполнена)
Критика-сожаление (я очень сожалею, но я должен сказать, что работа выполнена не качественно)
Критика-удивление (как? Неужели ты не подготовил урок? Не ожидал .)
Критика-ирония (делали, делали и сделали. Как теперь в глаза людям будем смотреть?)
Критика-намек (я знал одного человека, который поступил точно также, как и ты. Потом ему пришлось плохо .)
Критика-упрек (эх ты! Я был о тебе гораздо высокого мнения)
Критика-смягчение (наверное, в том, что произошло, виноват не только ты)
Критика-требование (работу придется тебе переделать)
Конструктивная критика (задание выполнено не правильно. Чего ты собираешься теперь предпринять?)
Критика-опасение (я очень опасаюсь, что в следующий раз работа будет выполнена на таком же уровне)
Создавайте хорошую репутацию своим питомцам. Поощрения, которые применяются в российских, украинских и белорусских семьях и школах, очень скучные, невыразительные, как бы сделанные украдкой, мимоходом. Чаще поощряйте! Создавайте впечатление, что ошибка легко исправима. Пусть учащиеся верят в свои силы. Не скупитесь!
Вопрос № 9. Методы педагогического воздействия на личность.
Реализация целей воспитания и образования называется педагогическим процессом.
схема педагогического процесса выглядит так:
Прежде всего, педагог убеждает учащегося в важности и целесообразности решения конкретной задачи;
Затем он должен научить учащегося, т.е. добиться усвоения им определенной суммы знаний для решения поставленной задачи;
На этом этапе необходимо сформулировать у учащегося умений и навыков;
На всех этапах полезно стимулировать прилежание учащегося, контролировать и оценивать этапы и итоги работы (см. стимулы воздействия).
Для того чтобы педагогический процесс функционировал нужно, как минимум, 5 групп методов воздействия на личность:
Убеждение
Упражнения и приучения
Обучение
Стимулирование
Контрольная оценка
Методы воздействия на личность действуют в комплексе и крайне редко применяются друг от друга. А рассмотрение их в отдельности дается для удобства изучения.
В российской педагогике и мировой проблема классификации МПВЛ не решена.
Метод воздействия на личность – это система педагогических приемов, позволяющие решать те или иные педагогические задачи.
Еще одно важное понятие в этом ряду – форма организации педагогического воздействия:
Учебный процесс.
Внеклассная работа, внеаудиторная работа.
Семейное воспитание.
Воспитательная деятельность в детских и молодежных организациях.