Обучение школьников
Педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели. Она вся “рассыпана” по сотням книг, статей. Поэтому она считается “проникающей технологией” входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.
Ее характеристики:
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: гуманистическая.
По характеру содержания: обучающая + воспитательная, общеобразовательная.
По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.
По категории обучаемых: массовая (все категории).
Целевые ориентации: переход от педагогики требований к педагогике отношений; гуманно-личностный подход к ребенку, единство обучения и воспитания.
В концепции среднего образования Российской Федерации сотрудничество практикуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Учитель – ученик.
Традиционное обучение: учитель – субъект, а ученик – объект педагогического процесса.
В педагогике сотрудничества: ученик субъект учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами.
Ученик – ученик.
Сотрудничество в отношениях “ученик – ученик” - принимает различные формы – содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества.
В рамках общешкольного коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями.
Принципы сотрудничества распространяются и на окружающую среду – родителей, семью, общественные и трудовые организации.
Особенности содержания и методики.
Гуманно-личностный подход к ребенку
,
а) новый взгляд на личность как цель образования,
б) гуманизация и демократизация педагогических отношений,
в) отказ от прямого принуждения как метода (принуждения до рамок наказания),
г) новая трактовка индивидуального подхода (отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, ее интересы, способности, особенности мыслительных процессов, прогнозирование развития личности, индивидуальные программы ее развития, его коррекция),
д) формирование положительных Я-концепций (все дети талантливы, создавать ситуацию успеха, ребенок хорош – плох его поступок, в каждом ребенке – чудо! Ожидай его!).
2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс
-
II. личностно гуманная модель,
основные положения которой сформулированы выдающимся педагогом, специалистом по детской психологии Шалвой Александровичем Амонашвили. В основе личностно-гуманного подхода лежит гуманистический принцип, сущность которого – обучение во имя развития личности школьника; укрепление гуманных, нравственных отношений к людям, природе, труду, окружающему миру; бережное внимание к внутреннему миру ребенка, его интересам и потребностям, обогащение его душевного и духовного потенциала.
Окружающий мир и педагогический процесс, считает Ш.А. Амонашвили, должен быть устроен так, чтобы в них:
Ребенок познавал и усваивал истинно человеческое.
“Истинно человеческое” – иначе правдивое, справедливое, научное, нравственное, доброе, полезное.
Познавал себя как человека.
“Как человека” – то есть как созданного для людей (прошлых, настоящих, будущих), для себя, для Природы, для добрых человеческих дел, для заботы, для созидания, творчества и труда, для обогащения, украшения, очеловечивания жизни.