Обучение школьников
отказ от авторитарной педагогики,
приспособление школы к учащимся, обеспечение атмосферы комфорта,
дифференциация учебной деятельности; индивидуализация,
вера в учащегося, его силы, возможности,
обеспечение успешности в обучении и воспитании,
исключение экстерната, т.к. это не обеспечивает духовных встреч с учителем,
исчезают проблемы дисциплины и негативное отношение к школе и др.
Учитель гуманизма – Карл Роджерс.
Родился в США в 1902 году. Был малоспособным, подвергался унижениям со стороны учителей. Это укрепило в нем стремление быть учителем. Учился у Дж. Дьюи. Работал учителем. Был ласков с учениками. Понял -
всегда побеждает добро. Объединил своих единомышленников в кружок, центр, который существует до сих пор, хотя сам Роджерс умер в 1987г.
Его взгляды:
нельзя кого-либо изменить, передавая готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека. Создание этой атмосферы он называл “облегчением”.
Учителей - создателей атмосферы – фацилитаторами. Они любят, интересуются воспитанниками и тем создают условия для его развития. Личность принимает решение изменить себя. Никто другой за нее этого не сделает.
В классе постепенно создается климат, облегчающий учение. Вначале им руководит фацилитатор. Затем его поддерживают учащиеся. Взаимообучение становится доминирующим.
Содержание обучения отступает на второй план. Результат измеряется тем, сделал ли обучаемый шаг вперед.
Самодисциплина заменяет внешнюю дисциплину.
Направление обучения - личный выбор, обучение – собственная инициатива, а личность полностью сориентирована на саморазвитие.
Ученик – личность будет открывать для себя, что учится – это интересно, ожидать время, когда идти в школу, любить и уважать учителей.
Еще совсем недавно основной задачей школы провозглашалось усвоение школьниками прочных знаний, умений и навыков, при этом не учитывалось, что знания, даже сверхсовременные, как бы прочно они не были усвоены, сами по себе не рождают личность, не вырабатывают школьники систему отношений и убеждений, собственных позиций и суждений. Следствием этой ситуации стало, с одной стороны, распространение в обществе “профессионально компетентного, но бездуховного индивида”, а с другой – уровень подготовки, который получают учащиеся в различных типах учебно-воспитательных учреждений, не всегда соответствуют социальному заказу.
Гуманизация образования – один из эффективных путей решения этой проблемы.
Гуманистическое направление нельзя считать в строгом смысле инновационном, ибо идеи гуманизма имманентны самой педагогической науке. Они содержатся в работах учителей всех эпох, начиная с античности. Однако “момент истины” для гуманистической педагогики, по выражению Ш.А. Амонашвили, пришелся именно на конец ХХ века, что объясняется сменой тоталитарного общества на демократическое. Гуманизация образования непосредственно подготавливалась педагогической системой, рожденная опытом В.А. Сухомлинского, педагогическими экспериментами Макаренко, новой дидактической системой, созданной экспериментальным путем под руководством Л.В. Занкова, работами психолога Л.С. Выгодского и концепцией содержательных обобщений, созданной на основе эксперимента под руководством его учеников – Д.Б, Эльконина и В.В. Давыдова, концепцией функциональных тенденций Д.Н. Узнадзе. На позициях гуманизма стоят педагоги Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулаева, чьи исследования перекликаются с идеями американских педагогов – психологов К. Роджерса, А. Маслоу и австрийского психолога В. Франкла, которых принято объединять в школу гуманистической психологии.