Обучение школьников
Обращались ли родители за помощью: куда, когда, что было
рекомендовано, какие результаты?
Сведения об особенностях протекания заикания позволяют в каждом конкретном случае выбрать основную форму лечебно-педагогического воздействия. Наличие сопутствующих нарушений моторики указывает на необходимость двигательных упражнений, быть может, даже цикла занятий по лечебной физкультуре.
Особенности психологических проявлений у заикающегося
требуют от логопеда предусмотреть и этот план воздействия на него: отвлечь от фиксированности на своем дефекте, перестроить его отношение к себе, к своей речи, научить его слышать свою правильную речь.
После уточнения сведений о ребенке, истории возникновения и особенностей протекания у него заикания проводится обследование речи заикающегося и внеречевых процессов, оказывающих непосредственное влияние на его речевую деятельность.
В логопедическом заключении учитывается:
форма заикания (тоническая, клоническая, смешанная), вид судорог (дыхательный, голосовой, артикуляторный, смешанный), степень заикания (легкая, средняя, тяжелая), темп речи (замедленный, ускоренный, скороговорение, наличие тахилалии), сопутствующие заиканию дислалия, стертая форма дизартрии.общее недоразвитие речи, состояние моторной функции, наличие и выраженность психических симптомов заикания: страх речи (логофобия), двигательные и речевые уловки, эмболофразия, изменение стиля речи и др., наличие волнения в процессе заикания, реакция на волнение. Фиксация внимания на речевом процессе и ее влияние на заикание, влияние сложности речевой ситуации на заикание, индивидуально-психологические особенности заикающегося, характер игровой деятельности, отношение к учебной деятельности, круг ситуаций, в которых проявляется заикание (во всех, в большинстве, в некоторых).
Логопедическое заключение дает возможность осуществить дифференциальную диагностику и отличить заикание от других речевых расстройств (тахилалии, дизартрии, от спотыкания физиологического характера), а также отделить разные формы заикания друг от друга. Данные комплексного изучения заикающегося позволяют установить его природу.
Наличие разных проявлений заикания, психологических особенностей и поведение каждого заикающегося определяют и особенности выбора средств, приемов и направленности логопедической работы индивидуально для каждого заикающегося в условиях общей поэтапной логопедической работы со всей группой.
2.2Обоснования выбора методики исследования
Одна из центральных задач воспитания состоит в том ,чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит ,что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения ,мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами.
Другая важнейшая задача воспитания растущих детей – это формирование их устойчивых учебно-познавательных интересов.Полноценное воспитание предполагает развитие у детей познавательной потребости ,которая направлена не только на содержание учебных предметов ,но и на всю окружающую их действительность. Ребенок должен насвоем личном опыте убедиться ,что мир познаваем , что человек , т.е. он сам может открывать законы , управляющие окружающим миром , предсказывать события и проверять ,произойдут ли они на самом деле ,находить единую скрытую основу , казалось бы разнородных явлений. Эта радость познания , радость собственного творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность , присущую ребенку ,делает ее более устойчивой. Познавательная потребность находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка.
В нашем исследовании применялись следующие методики :
1. Тест -опросник родительского отношения (А.Я.Варга , В.В.Столин
2. Составлена карта демографического среза семьи.
3. Анкета «Речевое развитие детей в ДОУ».
4. При изучении взаимодействия ребенок-взрослый использовался тест. «Моя семья» .
2.2. Результаты исследования
Диагностическое исследование проводилось
на базе Начальной школы –детского сада №36 г. Новокуйбышевска.
Испытуемые – родители детей старшей логопедической группы с диагнозом «заикание» в возрасте 5-6 лет.
Тест- опросник родительского отношения
Инициалы родителей |
Тип отношения |
Отношение ребенка к родителям | |||||
Принятие отвержения |
Кооперация |
Симбиоз |
Авторитарная гиперсоциализация |
Маленький неудачник |
Эмоционально.благополучное |
Негатив-ное отношение | |
Ч.С. |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
Р.А. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
С.А. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Л.Д. |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
П.Д. |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
А.А. |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Л.В. |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
М.Ю. |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |