Обучение школьников
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одна из самых серьезных проблем среднего возраста - несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведением, с другой. Намерения обычно благие, а поступки далеко не всегда благородные.
Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием различных факторов и поэтому очень разнообразны. Наряду с положительно ориентированными качествами встречается немало ошибочных, незрелых даже аморальных представлений. Подростки-мальчики склонны выбирать своими кумирами сильных мужественных, смелых людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пираты и разбойники, но вполне земные местные хулиганы, которых «даже милиция боится». Подражая им , подростки, сами не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость оборачивается жестокостью, независимость - подлостью, уважение в себе - насилием над другим. У нынешних девочек-подростков также немало ложных идеалов. Исследование показывают заметное смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Некоторые девочки даже не осуждают проституцию, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями.
К концу подросткового периода перед школьниками реально встает проблема выбора профессии. Большинство подростков правильно понимают смысл честного и добросовестного труда, ответственно подходят к будущему. Но исследования последних лет подтверждают, что инфантилизм, безразличие, социальная незрелость прогрессируют. Все большинство подростков, не желающих свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще. Идеал честного труженика перестал быть привлекательным.
Воспитательная работа со среднего возраста - важнейшая и сложнейшая из нынешних задач. Педагогам нужно осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни. Это верный путь преодолеть прогрессирующие пока отчуждение подростков от учителей, школы и общества. Ученик среднего возраста вполне способен понять аргументацию, убедится в ее обоснованности, согласится с разумными доводами. Демократизация школьной жизни, свободный выбор коллектива, занятий по душе, предметов для изучения, учебного заведения - все это создает благоприятные условия для самовыражения подростка, отстаивания значимых для него убеждений, взаимопонимания со сверстниками и взрослыми, что в конечном итоге должно сказаться на формировании нравственных и социальных качеств.
В этом возрасте завершается формирование познавательных процессов, прежде всего мышления и мысль окончательно соединяется со словом, в результате чего образуется внутренняя речь как основное средство организации мышления и регуляции других познавательных процессов. В результате чего возникает полное теоретическое мышление, приобретает окончательные формы умственные действия и операции с понятиями, опирающие на логику рассуждения и отличающие словесно- логическое, абстрактное мышление от наглядно-действенного и наглядно-образного. Память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому, приобретая опосредованный логический характер. Изменяется содержание запоминаемого, становится более доступным запоминания абстрактного материала, так как внимание, память, воображение уже приобретают самостоятельность и подросток в состоянии управлять ими по своей воле, длительное время удерживать внимание, в состоянии переключать или распределять его между несколькими действиями и поддерживать высокий темп работы.