Обучение школьников
У старшеклассников обычно выражено изобретательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях - одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание - произвольностью и устойчивостью, память - логическим характером. Мышление у старшеклассников отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, постепенно приобретает теоретическую критическую направленность.
Юность - это период расцвета умственной деятельности. Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости. Почти всегда этому способствует стремление выработать собственную точку зрения, дать оценку происходящим событиям. Своя точка зрения не всегда сходна с общепринятой, это заключение, добытое собственным трудом, напряжением мысли. Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определяющий характер и крайне необходима для самоутверждения личности.
Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Этому способствует не только сензитивный период нравственной зрелости, но и новая обстановка изменение характера деятельности, положения в обществе, коллективе, интенсивность общения. Более отчетливыми становятся моральные понятия, оценки, крепнут этические убеждения. Чувство взрослости становится глубже и острее. Появляется желание выразить свою индивидуальность. Любым способом им хочется на себя внимание, утвердить свою самобытность. Отсюда потеря чувства меры, демонстративное увлечение модными в данный момент вещами, порой и не совсем безобидными. Тут может помочь терпимость и заинтересованная помощь взрослых. И потому в рамках курса необходимо предоставлять больше самостоятельности, больше «площади» для выражения собственной индивидуальности. Материал должен носить максимально проблемный характер для развития критического проблемного мышления, содержание курса должно быть направлено на практическую плоскость применения, обязательно показать возможности применения полученных знаний в выбранных (ими будущих) профессиях старшеклассников.
В юности дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это говорит о необходимости сформировать у них теоретически или словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов. Особое значение приобретает правовое образование во внеклассной и внешкольной деятельности учащихся, в системе дополнительного образования, целью которых является закрепление у учащихся первичных навыков участия в политических актах, моделирование ситуаций, позволяющих реализовать гражданские права и свободы, форм политического участия, актов социального поведения в "малом" и "большом" сообществах. Предпочтение отдается активным формам деятельности: организуется непосредственное знакомство учащихся с работой органов власти страны, области, местного самоуправления, судов, правоохранительных органов, избирательных комиссий и т.д. Важное значение приобретает практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных социальных проектов, проведение благотворительных акций, поисковая работа.