Обучение школьников
Что есть проект? Это замысел, четкий план, это реальные гипотезы и их проверка, ориентация на практику, заданные границы решения проблем. Это творчество по плану.
Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сути и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования — выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно разным направлениям деятельности. Следует также разграничить исследовательскую (творческую) и реферативную работу. На одних и тех же источниках и материалах может быть выполнена и та и другая.
Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и составлении на его основе новых выводов. Суть же реферативной работы – в подборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему.
Развитие интеллектуальных способностей учащихся может осуществляться в двух направлениях:
- организация проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов и их решение в урочной деятельности, по возможности, весь класс включается в процесс поиска, исследования;
- организация во внеурочной работе научно-исследовательской деятельности, где осуществляется индивидуальная исследовательская работа с учащимися.
Индивидуальная внеурочная исследовательская деятельность – наиболее оптимальная форма развития интеллектуальных способностей учащихся. Благодаря самостоятельности ученик научается управлять своим мышлением, ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей. Критичность мышления проявляется в том, что дети начинают оценивать свою и чужую точку зрения. Навыки исследования, сформированные в школьные годы, помогают выпускникам быть успешными в вузе.
Результаты внеурочной учебно-исследовательской деятельности можно наглядно проследить в работах выпускников. В них многие идеи урочной исследовательской деятельности обрели свое материальное воплощение. К исследовательской деятельности детей надо готовить. С целью приобщения учащихся к проблемному, поисково-исследовательскому методу на уроках могут предлагаться задания творческого содержания. Вопросы и задания подбираются таким образом, что требуют продуктивных ответов, мобилизуют мышление на выдвижение предложений, гипотез, умения анализировать факты, вычленять главное и второстепенное. Создавая проблемную ситуацию и предлагая детям найти выход из нее, я стараюсь давать задания, обогащающие личный опыт учащихся. Таких проблемных заданий на уроке экономики может быть много. Например, это проблема "лишних", свободных денег. Еще великий Шекспир предупреждал: Зарытый клад ржавеет и гниет, лишь в обороте золото растет".Иначе говоря, деньги должны работать. Эта проблема может быть поставлена, например, при изучении акционерных обществ. Рассматривая виды акций, предлагаю проблему: представьте, что вы решили стать акционером какой либо компании. Какие акции вы предпочтете приобрести - простые или привилегированные?
Эта же проблема свободных денег может быть поставлена при изучении темы «Деньги». Здесь она звучит так: «Помещая деньги на банковский счет, в какой валюте вы будете их хранить - в рублях, в долларах или в евро?» Дети после споров и обсуждений обычно приходят к правильным выводам.
1. Надо покупать акции всех видов (и простые, и привилегированные).
2. Свои деньги, чтобы обезопасить себя от всевозможных рисков, нужно разделить на части, перевести в разные виды валюты (в доллары, в евро, в рубли) и разместить вклады в разные банковские учреждения.