Лекторий    "Развитие экономического мышления – путь социализации личности учащихся"

На уроках экономики тема формулируется в виде проблемного вопроса, который должен побуждать учащихся к размышлению, а не только к логическому выстраиванию ответа из отдельных понятий и определений. Например, по теме урока, связанной с изучением такого экономического понятия как инфляция, вопрос для эссе может быть сформулирован следующим образом: «Как вы думаете, каким образом инфляция будет влиять на ваш семейный бюджет?». А к теме урока «Государственная макроэкономическая политика» вопрос может быть задан таким образом: «Как вы думаете, какое направление государственной политики (фискальной или монетарной) важнее для развития экономики страны?».

Известно, что наилучший образовательный результат достигается при сочетании урочной и разнообразных видов внеурочной деятельности: проектной, научно-исследовательской работы, факультативной, индивидуальной. Они развивают мышление и способствуют овладению учащимися навыков саморазвития и самообучения.

Школьное экономическое образование должно решать задачу – вводить подростков в увлекательный мир экономики, помогать им понять, что значит «мыслить экономически», постараться привить интерес и вкус к этой науке, которая будет помогать им на всех этапах дальнейшей жизни грамотно оценивать те или иные события, сталкивать с неизбежной необходимостью принимать решения, делать правильный выбор

Социализация в современном обществе может быть рассмотрена как процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу, или общность. Формирование «социального человека» предполагает выработку у него необходимых свойств и способностей. Важной составляющей этих свойств являются экономические знания и умение мыслить экономически. Человек должен стать полноправным членом экономического сообщества, он должен уметь разрешать различные экономические ситуации, действовать в ситуации выбора, сознавая собственную ответственность за него. Без экономического, т.е. альтернативного мышления это не возможно.

Для решения задач социализации, наиболее приемлемым является культурно-функциональный подход в обучении экономике. Именно он помогает выработать у школьников не только адекватные представления о сути экономических явлений, но и сформировать навыки адекватного поведения в реальной экономической жизни. Именно в рамках данного подхода формируется экономическое мышление, представляющее сплав познаний устройства экономической действительности, осознания своего места в ней, а также усвоение норм экономического поведения, экономической культуры.

Таким образом, формируя экономический способ мышления отдельного ученика, его экономическую культуру, в конечном счёте, создается фундамент благосостояния общества в целом.

М. Булгаков писал: «Экономическое образование дает человеку не только знания, а дает знания, закрепленные в навыках, знания, дающие толчок к самообучению». Сегодня на первое место действительно выходят не знания, как таковые, а умение ориентироваться в информационном пространстве, гибкость, мобильность, умение работать в команде и заинтересованность в приумножении ценностей фирмы и всего общества в целом.

Решение этих задач требует модернизации системы образованияв общем, и, в частности, педагогических технологий, которые призваны обеспечить новое качество экономического образования.

Для формирования экономического мышления необходимо развивающее и личностно-ориентированное обучение, котороеосуществлялось бы через урочную учебную деятельность, факультативную учебную деятельность, внеурочную и внеклассную деятельность. В учебной деятельности я отдаю предпочтение разноуровневому, проблемному обучению, коллективной системе обучения, исследовательским, проектным и игровым методам в обучении. Основной принцип данных методов может быть сформулирован так: "Знать - чтобы уметь, уметь - чтобы действовать!"

Перейти на страницу: 6 7 8 9 10 11 12


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.