Обучение школьников
Таблица 4
Сравнительный анализ результатов исследования понимания антонимов у детей дошкольного возраста с нормой речевого развития на контрольном этапе
Группа |
Уровень |
Число детей |
% |
Констатирующий этап |
высокий |
6 |
60 % |
средний |
4 |
40 % | |
низкий |
0 |
0 % | |
Контрольный этап |
высокий |
10 |
100 % |
средний |
0 |
0 % | |
низкий |
0 |
0 % |
Диаграмма 3
Уровни развития речевых умений у детей с нормой речевого развития
Анализ эффективности проведенной формирующей работы проводился с помощью критерия для независимых выборок U-Манна-Уитни.
Для применения U-критерия Манна — Уитни нужно произвести следующие операции.
Составить единый ранжированный ряд из обеих сопоставляемых выборок, расставив их элементы по степени нарастания признака и приписав меньшему значению меньший ранг. Общее количество рангов получится равным:
N = n1 + n2,
где n1 — количество единиц в первой выборке, а n2 — количество единиц во второй выборке.
Разделить единый ранжированный ряд на два, состоящие соответственно из единиц первой и второй выборок. Подсчитать отдельно сумму рангов, пришедшихся на долю элементов первой выборки, и отдельно — на долю элементов второй выборки. Определить большую из двух ранговых сумм (Tx), соответствующую выборке с nx единиц.
Определить значение U-критерия Манна — Уитни по формуле:
U = n1*n2+nx* nx +1 - Tx
2
По таблице для избранного уровня статистической значимости определить критическое значение критерия для данных n1 и n2. Если полученное значение U меньше табличного или равно ему, то признается наличие существенного различия между уровнем признака в рассматриваемых выборках (принимается альтернативная гипотеза). Если же полученное значение U больше табличного, принимается нулевая гипотеза. Достоверность различий тем выше, чем меньше значение U.
Математический анализ результатов по U-критерия Манна — Уитни показал значимые статистические различия (таблица 6).
Таблица 6
Статистический анализ результатов детей с общим недоразвитием речи III уровня до и после эксперимента
№ Выборка 1 Ранг 1 Выборка 2 Ранг 2
1 12.4 6 17 11
2 11.8 5 16.8 9
3 8.0 1 12.6 7
4 10.6 3 16.9 10
5 11.4 4 17.6 12
6 10.0 2 12.8 8
7 64.2 13 93.7 14
Суммы: 34 71
Результат: UЭмп = 6
Критические значения UКр
p≤0.01 p≤0.05
6 11
Полученное эмпирическое значение Uэмп(6) находится в зоне значимости.
Результаты критерия для независимых выборок U-Манна-Уитни свидетельствуют о том, что существуют различия между результатами до и после эксперимента. То есть у детей после проведения логопедической работы повысился уровень понимания антонимов и оперирования ими в речи.
Таким образом, анализ результатов показал, что проведенная нами формирующая работа способствует развитию у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня способности оперировать антонимами в речи.
Можно утверждать, что если в коррекционном обучении дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня использовать формы фольклорного жанра, то овладение навыками использования антонимов в речи будет более успешным, что полностью подтверждает выдвинутую гипотезу.