Обучение школьников
Составители учебных книг сегодня используют возможности смешанной структуры (комбинация из всех 3-х).
При выборе структуры содержания
учитываются:
цели обучения,
требования к уровню обученности,
характер и особенности изучаемых знаний,
возможности и особенности групп учащихся.
Содержание учебного процесса определяется:
Учебными планами – это сертификат учебного заведения, определяющий:
продолжительность учебного года, длительность четвертей, каникул.
полный перечень предметов,
распределение предметов по годам обучения,
количество часов по каждому предмету на все время обучения и в каждом классе,
количество часов в неделю на изучаемый предмет,
структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т.п.
В учебном плане находят отражение принятый обществом воспитательный идеал, цели. Он разрабатывается с учетом закономерности учебно-воспитательного процесса, санитарно – гигиенических требований. Предметы делятся на обязательные и факультативные. Учебные планы разрабатываются и утверждаются центральным органом просвещения.
На основе учебного плана составляются:
Учебные программы по всем предметам. Она содержит:
объяснительную записку (цели, требования, формы и методы обучения),
тематическое содержание учебного материала,
ориентировочное количество времени на изучение,
перечень основных мировоззренческих вопросов,
указания к реализации МПС и МКС,
перечень учебного оборудования и наглядных пособий,
рекомендуемая литература,
В настоящее время вводятся дифференцированные программы с учетом интересов и возможностей школьников. Решение об их введении принимают школьные советы (углубленное или облегченное изучение предмета).
Содержание образования подробно раскрывается в:
Учебной литературе – учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений, тетради рабочие и т.п.
Требования к учебнику;
все требования к содержанию;
интересным,
доступным,
хорошо иллюстрируемым,
стабильным и мобильным (блочная конструкция учебника, допускающая вставки),
параллельные учебники – выбрать лучшее.
Функции учебника
:
а) Мотивационная – создание стимулов для их изучения, интерес, позитивные отличия,
б) Информационная – расширять объем знаний.
в) Контрольно – корректирующая – возможность проверки, самооценки и коррекции результатов обучения, выполнения тренировочных упражнений.
В настоящее время появляются безбумажные учебные материалы: видеодиски, видеокассеты (особенно для образного изложения материала), компьютерные обучающие программы (для знаний имеющих логическую структуру, тренировочные упражнения, контроля и коррекции знаний). Вопрос № 4. Сущность обучения. Этапы учебного процесса. Классические принципы дидактики.
Процесс обучения - это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников. Процесс обучения – часть целостного педагогического процесса. Порой различают понятия процесс обучения и учебный процесс. Под последним понимают специфический процесс обучения в определенном учебном заведении. Но такое различая является чисто условным, что позволяет употреблять эти слова как синонимы.
Обучение возникло в человеческом обществе на ранних стадиях его развития. Дети, подражая взрослым, копировали их трудовые действия, операции по изготовлению и применению орудий труда, заимствовали формы поведения, запоминали словесные термины и их значения. Подражая взрослым, дети, подрастая, становились полноправными членами рода, племени, группы. Они могли добыть себе пищу, изготовить примитивные орудия труда, построить жилье, защититься от врагов. Ребенок не обучался, а скорее сам научался тому, что делал взрослый.