Обучение школьников
учение о целях, принципах, сущности воспитания,
о руководящей роли школы, учителя,
о методах формирования наблюдательности, внимания, воли, памяти, эмоций,
пути реализации дидактических принципов сознательности, наглядности, систематичности, прогностичности,
концепция развивающего обучения,
трудовое воспитание – полноценное воспитательное средство – труд.
В конце
XIX – начале
XX в.
– центр педагогической мысли США Джон Дьюи
(1859 – 1952)
, Эдвард Торндайк (1874 – 1949) -
вывели закономерности человеческого воспитания, эффективные технологии образования.
Советские педагоги Н.К. Крупская
(1869 – 1939) – проблемы новой советской школы, организация внеклассной работы, пионерского движения. А.С. Макаренко
(1888 – 1939) – о детском коллективе, трудовом воспитании, сознательная дисциплина, воспитание в семье. В.А. Сухомлинский
(1918 – 1970) – исследовал моральные проблемы воспитания молодежи, о личности.
Вопрос № 2. Цели и идеалы общего среднего образования. Целеполагание в учебно-воспитательном процессе. Иерархия целей.
Воспитательный процесс носит целенаправленный характер (направление воспитательных усилий, конечная их цель, содержательная сторона и средства достижения).
Цели воспитания – провозглашаются обществом.
В нашей стране – “Моральный кодекс строителей коммунизма” - долгое время.
Сейчас – прежние идеалы утрачены, новые не сложились, но всякая идеология – это подход тех или иных классов или групп к решению общественных проблем, которые они стремятся навязать другим. В мировой педагогической теории и практике уже давно сложилось мнение, что воспитательный процесс не должен быть заложником каких-то конъюнктурных ситуаций (исповедовать взгляды стоящих у власти).
Воспитание должно базировать на постоянных непреходящих идеях и ценностях, а именно принципах гуманизма (лат. humanus – человеческий, человечный): любовь к людям высокий уровень психологической терпимости (толерантность), мягкость в человеческих отношениях, уважение личности. Признание человека в качестве высшей ценности.
Конечная цель воспитания с позиции гуманизма – человек должен стать полноценным субъектом деятельности, т.е. свободным, но ответственным за все происходящее в мире.
С содержательной стороны реализация принципов гуманизма в воспитательном процессе означает проявление общечеловеческих ценностей
:
- ценности для всего общества, а не для группы людей, партии, государства.
Деидеологизация, т.е. отказ от установок, убеждений какой-то определенной социальной силы, акцент на духовно – правовое, интеллектуальное и эстетическое развитие личности, на основе освоения ею всего культурного богатства человечества.
Общечеловеческие ценности – это трансцендентные (запредельные) ценности, т.е. ценности, которые носят абсолютный характер.
Верующие люди считают, что эти ценности имеют божественную природу.
Для неверующих – многовековой опыт человечества.
Они носят постоянный, непреходящий характер – образец “поведения” для всех людей. “Не убий”, “не укради”, “не сотвори себе кумира” и т.д. - это нравственные установки и для верующих и неверующих. “Моральный кодекс строителей коммунизма” переложение на современный язык тех же ценностей, к которым, однако добавились идеологические установки типа “любовь к своей Родине”, “борьба за победу”.