Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала

1. Игры: «Найди опасное место»

—Я буду произносить слова, а вы хлопните, как только услышите звук, которому при письме нельзя доверять. А какому (каким) звуку (звукам) нельзя доверять? Как его найти? ( Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то есть и «опасное место». Если два безударных гласных, то есть два «опасных места».

«Светофор»

Покажите красный сигнал светофора или зажгите красный огонек как только найдете «опасное место».

«Зажги маячок»

Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места», т.е. кладутся красные сигналы (кружочки) под «опасными местами». При этом с помощью вопроса («Как будете искать «опасные места»?) отрабатывается необходимый способ действия.

2.

По следам звукового анализа печатание или выкладывание из букв разрезной азбуки слова с пропуском «опасных мест». При этом снова обращается внимание на способ действия: «Если звуку можно доверять, обозначаю буквой, если нет — ставлю на его месте сигнал опасности».

Для совершенствования речевого аппарата могут быть использованы следующие скороговорки, четверостишия, рифмовки:

1. ПОКУПАЛ БАРАН БАРАНКИ

На базаре спозаранок

Накупил баран баранок:

Для барашков, для овечек

ДЕСЯТЬ маковых колечек,

ДЕВЯТЬ сушек,

ВОСЕМЬ плюшек,

СЕМЬ лепешек,

ШЕСТЬ ватрушек,

ПЯТЬ коржей,

ЧЕТЫРЕ пышки,

ТРИ пирожных,

ДВЕ коврижки

И ОДИН калач купил —

Про себя не позабыл!

А для женушки —

Подсолнушки.

2. СОРОК СОРОК (скороговорка)

Сорок сорок

Для своих сорочат

Сорок сорочек,

Не ссорясь, строчат.

Сорок сорочек

Прострочены в срок —

Сразу поссорились

Сорок сорок.

3. А - Рот пошире открываем,

Руки кверху поднимаем.

У - Губы трубочкой вперед.

И руки вперед.

4. Шорох, шептанье, шумок под окном,

Шлепанье легкое .

Кто это — гном?

Ш—ш—ш!

Там, за шторами,

Возле окна

Шустрым мышонком

Шуршит тишина.

5. Дрожу от страха до сих пор!

— Воскликнуло полено,

— Похожа буква на топор!

Расколет непременно!

6. Мчится поезд скрежеща:

же — че — ща,

же — че — ща.

7. По утрам мой брат

Кирилл

Трех крольчат травой

кормил.

8. Произнесите на одном дыхании:

ВДОХ - СИ-СЭ-СА-СО-СУ-СЫ - ВЫДОХ

ВДОХ - ЗИ-ЗЭ-ЗА-ЗО- ЗУ-ЗЫ - ВЫДОХ

Для успешного изучения гласных звуков и букв используется прием изучения «пения»:

На доске нарисован вот такой треугольник:

И Ы У

Э О

А

Дети поют сначала звуки верхнего этажа: И-Ы-У и наблюдают за тем, как открывается рот во время нения. Делают вывод, что рот открывается не очень, лишь чуть-чуть. Получаются «узкие» гласные звуки.

Потом дети поют звуки среднего этажа: Э-О. Заметили, что рот открывается нормально, как обычно, средне. Значит, это - «средние» гласные звуки.

Наконец, поют гласный нижнего этажа: А. Здесь рот широко открывается и дети называют этот звук «широким».

Данная игра поможет детям раскрыть секрет произношения гласных. Оказывается, все гласные звуки - ртораскрыватели! Этот вывод поможет научиться правильно определять количество слогов в словах, подставив ладошку под подбородок.

Для проведения тематических бесед, развития речи детей, могут быть использованы следующие загадки и стихотворения:

Помогаем маме.

Загадки об инструментах и посуде.

Птичка-невеличка

Носиком нырнет,

Хвостиком вильнет –

Дорожку проведет. (Игла)

Два конца, два кольца

А в середине - гвоздик (Ножницы)

Кланяется, кланяется,

Придет домой - растянется. (Топор)

Скоро ест, мелко жует,

Сама не съест, другим не дает. (Пила)

Как столкнутся - стук да стук!

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьет -

Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь)

Новая посудина, а вся в дырах. (Дуршлаг)

В животе баня, в носу дыра, одна рука и та на спине (Чайник)

Стихотворения о труде

ПЛОТНИК ЕГОР

Есть у Егора чудесные вещи:

Рубанок, пила, молоток и клещи.

Есть у него и топор с долотом –

Может Егорка построить дом.

Только игрушечный этот топор,

И сам невелик первоклассник Егор.

Вырастет, плотником станет, потом

Выстроит школу, ясли и дом.

Ну а пока что Егорка Шевцов

Выстроил дом, но дом для скворцов.

МЫ СТРОИМ

Хорошо, что есть на свете

Камень, глина и песок.

Хороню, что есть па свете

Клещи, гвозди, молоток.

Нитки есть и есть лопата –

Можно шить и можно рыть!

Уважайте труд, ребята!

Приучайтесь труд любить!

В ходе занятий для активизации мыслительной деятельности используются следующие задания:

1. Чтение слоговой таблицы

(в быстром и медленном темпе)

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.