Обучение школьников
Игра 19. «Колокольчики»
Смысл игры заключается в поиске звонких согласных в словах, произносимых учителем. Дети изображают колокольчики, которые звонят на каждый звонкий согласный звук. Игра способствует развитию внимания и фонематического слуха детей.
Игра 20. «Исправь ошибки»
Смысл игры заключается в поиске звуков или букв, которые были неверно указаны сказочным гостем (Незнайка, Буратино). Игра иллюстрируется.
Игра 21. «Слова»
Учитель задает вопросы что? кто? какой? что делает? и другие. Дети находят слова, отвечающие на заданный вопрос. В игре используется мяч, передаваемый отвечающим детям.
Игра 22. «Узелки на память»
Дети завязывают узелки каждый на своей веревочке, вспоминая правила, вопросы, звуки и буквы. Все комментируется вслух. Материал подбирается преподавателем.
Примечание:
Материал для игр и их содержание могут быть изменены в соответствии с требованиями преподавателя и возможностями обучающихся. Желательно иллюстрирование каждой из игр и использование различных игрушек (мяч, кукла и др.).
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они моги проявить свои дарования, - это умное руководство. Разнообразные игры не только помогут приобрести основные навыки письма и счета, но и способствуют развитию начала критического и творческого мышления, логического рассуждения, учат делать логические умозаключения. Они учат думать.
Смена видов деятельности детей внутри каждого занятия позволяет несколько увеличить длительность привычного занятия.
Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребенку осваивать ее курс. Уже умеющие читать дети легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на первой ступени образования.
В основу данной программы заложен принцип развивающего обучения. Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия.
Программа предусматривает использование поисковых вопросов, различных способов работы с наглядностью.
Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включаются игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты.
Главное место в обучении отводится работе со звуком, буквой, словом, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический речевой слух ребенка.
Для совершенствования речевого аппарата, целесообразно включать артикуляционные упражнения, проговаривание скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и прочее.
Дети очень любят загадки, поэтому необходимо включать в программу множество загадок, сопровождающихся иллюстративным или игровым материалом.
Всегда нужно стремится пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами и пр.
Для отдыха и снятия напряжения уместны и необходимы небольшие физкультминутки. Лучше, если физ. минутки не будут повторяться. Вот, некоторые из них:
1. Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
(Энергичные движения плечами).
Стоп! Сели.
Травушку покушали.
Тишину послушали.
(Приседания)
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко!
(Прыжки на месте)
2. Рано утром я встаю,
Звонким голосом пою.
Умываюсь, одеваюсь
И за дело принимаюсь.
Я колю, я пилю,
Я рисую, я играю . и т.д.
(Различные движения)
3. Ира, Инна и Иван
Весело плясали.
Покружились, поклонились,
На местах остановились.
(Соответствующие движения)
4. Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
5. Жу - жу - жу,
(3 хлопка)
На лужок хожу
(Шаги с высоким поднятием ног)
На жуков гляжу
(Присесть, ладони поднести к глазам)
Жу - жу - жу
(3 хлопка)
Серьезные проблемы возникают в школе в связи с недостаточностью грамотностью учащихся. Чтобы предупредить возникновение подобных проблем или помочь детям преодолеть подобные трудности, необходимо как можно раньше начинать работу с развития их орфографической зоркости. Целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм начинается
главным образом в процессе звуко-буквенного анализа слов. Для становления соответствующего умения полезны следующие упражнения: