ОРГАНИЗАЦИЯ САМООБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ

Одним из условий самообучения является умение ученика

планировать свою самостоятельную внеурочную познавательную деятельность по приобретению знаний. Учитель помогает ему в составлении индивидуальных планов самообучения и в их реали­зации. Если в V—VII классах самообучение школьника про­водится обычно по плану, подсказанному учителем, в VIII—IX классах уже при совместных обсуждениях в индивидуальных или групповых беседах и консультациях, то в Х—XI классах эти планы составляются самим учеником. Лишь в некоторых случаях он прибегает к совету учителя или руководствуется его рекомендациями.

Так, в одной из групп факультатива XI класса учащимся было предложено уточнить свои индивидуальные планы само­обучения на учебный год. В ходе индивидуальных бесед учитель установил, что ученики планировали изучение научной и научно-популярной математической литературы, посещение математи­ческого кружка школьников-старшеклассников при пединституте и математического лектория при политехническом институте, решение задач из сборников задач различных математических олимпиад (отечественных и зарубежных). Большое место в планах отводилось самостоятельной работе по подготовке к поступлению в вуз: изучению пособий по математике для поступающих в вуз и решению конкурсных задач, публикуемых в «Кванте», обучению на заочных подготовительных курсах в избранный или родственный вуз и т. д.

Выяснив планы учащихся, учитель осуществлял индивидуаль­но-групповое педагогическое руководство самообучением школь­ников, которое проводилось в следующих направлениях:

— корректирование (уточнение, детализация) индивидуаль­ных планов самообучения;

— подбор учебной, научно-популярной и научной литературы по математике для самостоятельного изучения;

— более конкретное ознакомление каждого учащегося с пред­полагаемой дальнейшей деятельностью и уточнение места и зна­чения математических знаний в этой деятельности;

— проведение индивидуальных и групповых консультаций по вопросам самообучения;

— оказание практической помощи учащимся, готовящимся к поступлению в вузы, где от абитуриентов требуется более уг­лубленная математическая подготовка (МГУ, МФТИ, МИФИ и другие институты).

Чтобы педагогическое руководство самообучением школьников было эффективным, целесообразно осуществлять определенную дифференциацию, которая по сути будет индивидуально-груп­повой. Это обусловлено тем, что учащихся по их познаватель­ным интересам и практическим потребностям, которые они хотят удовлетворить, занимаясь самообразованием, можно разделить на условные группы.

К первой группе можно отнести учащихся с ярко выраженной

интеллектуальной потребностью в углубленном изучении матема­тики, обусловленной стержневым познавательным интересом в области математики. Предполагаемая послешкольная деятель­ность их связана с серьезным изучением математики либо на математических факультетах университетов, либо в технических вузах с углубленным изучением математики.

Во вторую группу целесообразно включить учеников, основ­ные познавательные интересы которых находятся в области физики, техники, в естественнонаучной или производственной сфере, а углубленное изучение математики вызывается потреб­ностями послешкольной деятельности (например, обучением в технических вузах общеинженерных профилей, на естественных факультетах университетов, в техникумах и профтехучилищах по специальностям, связанным с электроникой, робототехникой и другой современной техникой).

Перейти на страницу: 1 2 3 4


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.