Обучение школьников
Другой группе детей, перенесших энцефалит, свойственны малая подвижность, скованность. Их психике присуща инертность. На вид они производят впечатление тупых, хотя фактически таковыми не являются Инертность психики выражается в настойчивости и целенаправленности действий. С другой стороны, эта инертность проявляется в известной косности, назойливости по отношению к другим детям. При удачно подобранной специальности выпускники школы могут хорошо работать, так как обладают нужным усердием, чувством долга и ответственностью за порученное дело.
Рассмотрим теперь группу учащихся вспомогательных школ, страдающих текущими заболеваниями головного мозга.
Умственно отсталые дети с ревматическим поражением нервной системы.
Ревматическое поражение нервной системы — это длительное процессуальное заболевание. Такие дети отличаются крайне неустойчивым вниманием, утомляемостью, забывчивостью. Вместе с тем они чрезмерно суетливы, подвижны и ранимы. По отношению к этим детям надо проявлять щадящий режим. Это касается их учебной и трудовой нагрузки и поведения. Проявляемые детьми суетливость и беспокойство легче успокоить лаской или невозмутимым спокойствием. Замечания и наказания часто приводят к результатам, противоположным тем, которых хотел добиться воспитатель.
Умственно отсталые дети с текущим эпилептическим процессом.
Детям-эпилептикам присущи плохая память, забывчивость, неаккуратность в быту и труде. В процессе обучения и воспитания происходит компенсация этих дефектов. Иногда ребенок становится педантично аккуратен, точен, бережлив. Замедленность и туго подвижность мышления приводит к тому, что ребенок пытается решать все новые задачи старым способом. Та же инертность обнаруживается и в эмоциально-волевой сфере. Наметив что-либо сделать, ребенок-эпилептик стремится реализовать это намерение даже в том случае, если изменившиеся условия лишают эти действия какого-либо смысла. Дети-эпилептики очень долго помнят нанесенные им обиды. Присущая им грубость и раздражительность иногда довольно искусно маскируются чрезмерной вежливостью, доходящей до слащавости и угодливости. Следует иметь в виду, что такая вежливость в отношении воспитателей может сочетаться с очень, плохим отношением к младшим детям. Учителя и воспитатели могут и должны контролировать поведение детей-эпилептиков и направлять в нужное русло их отношения с другими детьми.
В условиях вспомогательной школы дети-эпилептики нуждаются в строго индивидуальном подходе.
В работе с такими детьми педагогу следует опираться на положительные стороны их личности, в частности на присущие им трудолюбие и аккуратность, компенсировать их недостатки (чрезмерная инертность, раздражительность) и предупреждать возможные проявления плохого поведения.
Правильный индивидуальный подход в сочетании с необходимым лечением создает благоприятные условия для развития этих детей и приспособления их к полезной трудовой деятельности. (Белкин А.С., стр. 10-14)