Обучение школьников
Их поведение отличается значительным своеобразием. Одни из них вялы, пассивны и полностью подчиняемы. Эти дети легко подчиняют свое поведение установленным правилам, но оказываются не в состоянии осознать эти правила. Другие дети этой группы очень возбуждены. Им чужды чувство страха, стеснение, смущение. Нет у них и подлинного отношения к ситуации и окружающим. Коррекционно-воспитательцая работа направлена прежде всего на организацию моторики в процессе специальных занятий и предметной деятельности. Наряду с этим у этих детей необходимо воспитывать отношение и интерес к окружающему. Значительные усилия должны быть направлены на развитие регулирующей функции речи. Вначале такая регуляция осуществляется на основе восприятия речи учителя.
Наиболее трудная часть коррекнионно-воспитательной работы — организация поведения таких детей. Вначале педагог должен словесно оценивать воспринимаемые ребенком впечатления и вырабатывать тот или иной способ действия. Выработанный способ действия осуществляется под контролем взрослого.
Такие дети нуждаются в неоднократном разъяснении одних и тех же правил поведения, систематическом закреплении элементарных навыков Увеличение педагогические требований должно носить последовательный и постепенный характер.
Рассмотрим теперь группу учащихся вспомогательных школ, которые перенесли поражение головного мозга в дошкольном или младшем школьном возрасте.
Дети с умственной отсталостью после позднего травматического поражения мозга
. Для детей, перенесших травмы мозга (сотрясения, ушибы и т. д.), характерна повышенная утомляемость при умственной нагрузке. Эта утомляемость приводит к неустойчивости внимания и забывчивости. В результате дети оказываются не в состоянии справиться с некоторыми из заданий, которые им даются во вспомогательной школе. Предчувствие трудностей в предстоящей работе нередко рождает желание от нее отказаться. Дополнительный отдых может способствовать повышению их успеваемости. Дополнительные занятия иногда порождают обратные результаты
Повышенная утомляемость приводит к тому, что поведение этих детей оказывается не всегда правильным. В состоянии усталости дети могут дать аффективную вспышку в ответ на замечание со стороны учителя.
Неуклонная требовательность и справедливая строгость со стороны учителя способствуют тому, что дети приучаются собой владеть. Если учитель не проявляет необходимой требовательности в вопросах поведения, у ребенка могут сформироваться такие черты, как грубость, лживость, эгоцентризм, трусость, слабоволие.
Таким образом, тактика учителя при воспитании ребенка, перенесшего травму головного мозга, должна складываться из бережного, щадящего отношения к нему в вопросах учебной и трудовой нагрузки и непреклонной строгости в вопросах поведения.
Дети с умственной отсталостью после перенесенного энцефалита.
Существует несколько типов последствий этого заболевания.
Некоторые из перенесших энцефалит детей становятся слишком подвижными, расторможенными. Они необдуманно действуют и говорят. Такие дети в высшей степени внушаемы и легко попадают под различные дурные влияния. Учатся они обычно плохо.
В условиях строгого и продуманного режима дети ведут себя правильно. Все время этих детей должно быть заполнено трудом, играми и спортом. Они не должны находиться в состоянии безделья. Воспитателям необходимо неуклонно следить за тем, чтобы дети не попали в сферу дурных влияний В противном случае мальчики могут оказаться втянутыми в дурные компании, а у девочек могут возникнуть преждевременные сексуальные интересы.