Обучение школьников
Тормозные олигофрены
. У тормозных олигофренов диффузное поражение коры головного мозга сочетается с остаточной гидроцефалией. Анализаторы и их функции сохранны.
Основная особенность детей данной группы — сочетание недоразвития способности к отвлечению и обобщению с преобладанием тормозного процесса над возбудительным. Каждое утомление проявляется в том, что дети легко становятся вялыми, затормаживаются и полностью выключаются из общей деятельности. В раннем возрасте эти дети не реагируют на звуки, яркие предметы, много спят. В дальнейшем не интересуются игрушками, не играют с детьми, мало общаются даже с близкими и родными. К моменту поступления в школу остаются вялыми, заторможенными. Наряду с этим пассивно подчиняемы. В общую деятельность включаются после неоднократных побуждений со стороны педагога, воспитателя. Заторможенность мешает им принимать участие в играх со сверстниками. Дети малокоммуникабельны. Уже на втором году обучения и воспитания (по мере снижения заторможенности) болезненно .реагируют на свои неудачи, что говорит о прогрессе в развитии их эмоциональной сферы. В дальнейшем все явственнее становится развитие личности. У детей появляется чувство долга и ответственности
Педагогическое руководство процессом формирования их характера должно быть прежде всего направлено на включение в жизнь и деятельность коллектива, на организацию правильных взаимоотношений с другими детьми. Особое внимание следует обращать на стимуляцию познавательной деятельности, разумное сочетание труда и отдыха. Важно уметь вовремя предъявлять требования в период активизации ребенка и тактично воздерживаться от них во время резкой заторможенности и прекращения деятельности. Таким детям следует как можно чаще давать возможность увидеть результаты своих положительных усилий. Надо постоянно внушать им веру в свои силы.
Олигофрены с нарушением слуха и слухоречевой системы
. При этой форме олигофрении на фоне общего недоразвития отмечаются отчетливые частные дефекты. Иногда у таких детей больше всего страдает зрение и способность ориентироваться в пространстве, в других случаях особенно явственно выступают нарушения слуха и речевых процессов.
Характерная особенность этих детей — сочетание диффузного поражения мозга с более грубыми частными нарушениями зрительных или слуховых отделах коры головного мозга.
У детей-олигофренов с нарушением слуха и речи плохая артикуляция. Слова произносятся ими искаженно. Они с трудов пишут даже отдельные слова.
Под организующим влиянием педагогов и воспитателей эти дети приспосабливаются к школьной жизни, охотно выполняют отдельные поручения, проявляют интерес к школьным занятиям, тщательно выполняют доступные им задания.
На ранних этапах развития этих детей надо проводить специальные занятия по коррекции моторики; одновременно следует вести логопедические занятия. В процессе школьного обучения и воспитания следует всячески стимулировать развитие речи этих детей.
Олигофрены с грубым недоразвитием личности
. У рассматриваемой группы детей имеет место глубокое недоразвитие мозга, преимущественно выражающееся в недоразвитии лобных долей. У детей недоразвита моторика. Все их движения плохо автоматизируются.
Характерно, что у умственно отсталых олигофренов этой группы на фоне недоразвития познавательной деятельности отчетливо выступает грубое недоразвитие личности. Резко изменены системы их потребностей и мотивов.
От остальных детей-олигофренов они отличаются выраженным своеобразием поведения. У детей этой группы очень резко нарушены способность к целенаправленной деятельности и регулирующая функция речи.