Обучение школьников
Сегодня процессы опустынивания уже не являются следствием каких-либо климатических изменений. Главный фактор сейчас - антропогенная деятельность, которая приводит в ряде случаев к полному уничтожению продуктивности отдельных территорий. К началу XXI века общая площадь антропогенных пустынь составляла от 10 до 13 млн. км2, при этом под угрозой опустынивания находится еще по крайней мере 30 млн. км2 земель. В результате продуктивная масса планеты стала на треть меньше, чем прежде [70, с. 56; 172, с. 332; 229, с. 165].
Все сказанное выше обусловливает огромную важность охраны природы на планете. Одновременно характер, структура и масштабы природной трансформации «вывели экологическую проблематику в приоритетное направление, где оно вплотную сомкнулось с экономической, социальной и демографической» [180, с. 97]. Деградация природы напрямую связана с использованием человечеством природных ресурсов, поэтому отдельному рассмотрению подлежит так называемый «ресурсный подход».
Естественно-географический подход, таким образом, является проявлением системного подхода. Причем, системный подход проявляется в единстве междисциплинарного и естественно-географического подходов к системе экологической подготовке школьников. Принцип системности обуславливает взаимосвязь двух подсистем: школьного экологического и географического образования.
Основополагающей идеей естественно-географического подхода выступает идея целостности природных комплексов и географической оболочки в целом.
Ресурсный подход
Развитие территориальных систем происходит при непрерывном росте ресурсного потребления, что является специфической особенностью их функционирования. Однако рост ресурсопотребления сам по себе еще не фактор прогресса. Он становится им лишь тогда, когда сопровождается необходимым ростом объема общественного продукта [299, с. 166]. Если этого не происходит, то наступает регресс.
Когда развитие общества происходит преимущественно на основе роста ресурсопотребления, такой тип существования условно можно назвать неэкологическим. Он не гарантирует длительного поступательного развития, но ведет к системной катастрофе. Возможность использования ресурсов не безгранична, здесь существует предел, который не может быть превышен.
Проблема ресурсообеспеченнности усугубляется также крайней неравномерностью распределения месторождений полезных ископаемых, что усложняет систему мирохозяйственных связей. Фактически ни одна страна на планете не располагает запасами всех нужных видов минерального сырья и не может обойтись без его импорта. Так, США полностью обеспечивают свои потребности лишь по 22 видам полезных ископаемых, но по многим хронически зависят от импорта. В целом США импортируют 15-20% (в стоимостном выражении) необходимых им природных веществ, Западная Европа - 70-80%, Япония - 90-95%. Даже Китай, мало кому уступающий по ассортименту своих природных богатств, в больших количествах импортирует хромиты [172, с.198-199].
Несмотря на исчерпаемость многих природных ресурсов, ситуация не представляется безысходной. Тело Земли продолжает сохраняться в первозданном виде, если рассматривать его в глобальном масштабе. Далеко не вся территория планеты еще разведана, а поисковой технике пока доступен неглубокий слой земной коры. Далеко не все разрабатываемые ресурсы изымаются и значительная часть их остается в недрах. Нельзя не учитывать и то, что по мере технического прогресса потребности человека начинают удовлетворяться таким образом, что одни ресурсы и материалы заменяются другими, более экономичными [11, 16, 239].