Обучение школьников
Социализация в современном обществе может быть рассмотрена как процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу, или общность. Формирование «социального человека» предполагает выработку у него необходимых свойств и способностей. Важной составляющей этих свойств являются экономические знания и умение мыслить экономически. Человек должен стать полноправным членом экономического сообщества, он должен уметь разрешать различные экономические ситуации, действовать в ситуации выбора, сознавая собственную ответственность за него. Без экономического, т.е. альтернативного мышления это не возможно.
Для решения задач социализации, наиболее приемлемым является культурно-функциональный подход в обучении экономике. Именно он помогает выработать у школьников не только адекватные представления о сути экономических явлений, но и сформировать навыки адекватного поведения в реальной экономической жизни. Именно в рамках данного подхода формируется экономическое мышление, представляющее сплав познаний устройства экономической действительности, осознания своего места в ней, а также усвоение норм экономического поведения, экономической культуры.
Таким образом, формируя экономический способ мышления отдельного ученика, его экономическую культуру, в конечном счёте, создается фундамент благосостояния общества в целом.
М. Булгаков писал: «Экономическое образование дает человеку не только знания, а дает знания, закрепленные в навыках, знания, дающие толчок к самообучению». Сегодня на первое место действительно выходят не знания, как таковые, а умение ориентироваться в информационном пространстве, гибкость, мобильность, умение работать в команде и заинтересованность в приумножении ценностей фирмы и всего общества в целом.
Решение этих задач требует модернизации системы образованияв общем, и, в частности, педагогических технологий, которые призваны обеспечить новое качество экономического образования.
Для формирования экономического мышления необходимо развивающее и личностно-ориентированное обучение, котороеосуществлялось бы через урочную учебную деятельность, факультативную учебную деятельность, внеурочную и внеклассную деятельность. В учебной деятельности я отдаю предпочтение разноуровневому, проблемному обучению, коллективной системе обучения, исследовательским, проектным и игровым методам в обучении. Основной принцип данных методов может быть сформулирован так: "Знать - чтобы уметь, уметь - чтобы действовать!"
Можно отметить, что выбранная модель экономического образования, методические разработки, использование современных технологий позволило получить достаточно высокие результаты в формировании экономического мышления в школе № 20. Правомерность и жизнеспособность созданной нами модели экономического образования отчасти подтверждается методическими рекомендациями и нормативными актами, которые публикуются в настоящее время в связи с модернизацией школьного образования.
Список использованных источников
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 2. среднее (полное) общее образование. Экономика./Министерство образования Российской Федерации. – М., 2004.
2. Ковынева Л. О воспитании экономического мышления школьников //Экономика в школе. 2006. №4
3. Любимов Л. Концепция структуры, содержания и организации экономического образования в полной средней школе// Экономика в школе. – 2002.-№3
4. Орлова Е.М. Экономическое образование: этапы, проблемы, перспективы/Сборник нормативно-методических материалов по проблемам экономики образования. – М.: АПУ и ПРО, 2002
5. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2004.
6. Поляков В.А., Сасова И.А. Непрерывное экономическое образование молодежи // Народное образование. 1995. № 5.
7. Самохина А. Проблемы экономического образования//Экономика в школе. – 2001.-№1
8. http://www.i-u.ru/
9. http://festival.1september.ru
10. www.nestu.ru