Формирование экономического мышления

Не менее важной является исследовательская работа учащихся, работа над рефератами и последующее участие в научно-практических конференциях. Это позволяет учащимся:

• применять свои теоретические знания, полученные в процессе изучения экономических спецкурсов и других предметов, для анализа реальных явлений и процессов нашей жизни; Развесной табак для самокруток глав табак tabac79.ru.

• приобрести навыки работы с научной литературой и материалами периодической печати, используя их для обоснования или опровержения той или иной точки зрения;

• получить опыт выступления перед большой незнакомой аудиторией.

Именно исследовательская и проектная деятельность соответствует современным требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. Именно эти методики позволяют организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствуют развитию творческого мышления и познавательной активности школьников.

Отличительными чертами этих методов можно назвать:

• опору на детские интересы сегодняшнего дня;

• связь с различными сторонами хозяйственной жизни страны;

• самостоятельность;

• творчество учащихся.

С уверенностью можно сказать, что эти черты делают эти методы крайне актуальными сегодня. В современной литературе часто рассматривают проектную и исследовательскую деятельность как один метод, но это не совсем верно. Остановимся на взаимосвязи между этими понятиями.

Что есть исследование? Это процесс выработки новых знаний. Это бесконечное движение вглубь, свободное, не регламентированное внешними установками, возможность "безумных идей". Это истинное творчество

Что есть проект? Это замысел, четкий план, это реальные гипотезы и их проверка, ориентация на практику, заданные границы решения проблем. Это творчество по плану.

Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сути и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования — выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно разным направлениям деятельности. Следует также разграничить исследовательскую (творческую) и реферативную работу. На одних и тех же источниках и материалах может быть выполнена и та и другая.

Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и составлении на его основе новых выводов. Суть же реферативной работы – в подборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему.

Развитие интеллектуальных способностей учащихся может осуществляться в двух направлениях:

- организация проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов и их решение в урочной деятельности, по возможности, весь класс включается в процесс поиска, исследования;

- организация во внеурочной работе научно-исследовательской деятельности, где осуществляется индивидуальная исследовательская работа с учащимися.

Индивидуальная внеурочная исследовательская деятельность – наиболее оптимальная форма развития интеллектуальных способностей учащихся. Благодаря самостоятельности ученик научается управлять своим мышлением, ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей. Критичность мышления проявляется в том, что дети начинают оценивать свою и чужую точку зрения. Навыки исследования, сформированные в школьные годы, помогают выпускникам быть успешными в вузе.

Результаты внеурочной учебно-исследовательской деятельности можно наглядно проследить в работах выпускников. В них многие идеи урочной исследовательской деятельности обрели свое материальное воплощение. К исследовательской деятельности детей надо готовить. С целью приобщения учащихся к проблемному, поисково-исследовательскому методу на уроках могут предлагаться задания творческого содержания. Вопросы и задания подбираются таким образом, что требуют продуктивных ответов, мобилизуют мышление на выдвижение предложений, гипотез, умения анализировать факты, вычленять главное и второстепенное. Создавая проблемную ситуацию и предлагая детям найти выход из нее, я стараюсь давать задания, обогащающие личный опыт учащихся. Таких проблемных заданий на уроке экономики может быть много. Например, это проблема "лишних", свободных денег. Еще великий Шекспир предупреждал: Зарытый клад ржавеет и гниет, лишь в обороте золото растет".Иначе говоря, деньги должны работать. Эта проблема может быть поставлена, например, при изучении акционерных обществ. Рассматривая виды акций, предлагаю проблему: представьте, что вы решили стать акционером какой либо компании. Какие акции вы предпочтете приобрести - простые или привилегированные?

Эта же проблема свободных денег может быть поставлена при изучении темы «Деньги». Здесь она звучит так: «Помещая деньги на банковский счет, в какой валюте вы будете их хранить - в рублях, в долларах или в евро?» Дети после споров и обсуждений обычно приходят к правильным выводам.

Перейти на страницу: 1 2 3 4


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.