Обучение школьников
Деятельность педагогического коллектива МУДОД «ЦЭВД», являясь личностно-ориентированной, направлена на сохранение и обеспечение целостности воспитательно-образовательного процесса, на последовательное расширение поля социализации на основе выбора личности многообразия видов деятельности, на основе выбора детьми деятельности по их интересам и потребностям. Организация и содержание образовательной деятельности ЦЭВД строится на педагогически обоснованном выборе дополнительных образовательных программ по направлениям, определенным Уставом, рекомендованных Министерством образования РФ, Министерством культуры РФ, органами управления образования, а также авторских, модифицированных и адаптированных программ, утвержденных Методическим советом ЦЭВД.
В условиях реализации Концепции модернизации дополнительного образования России значительной внимание уделяется обновлению содержания дополнительного образования детей, осуществляемого на основе реализации следующих принципов: свобода выбора направления, форм и времени занятий, педагога; культуросообразность - овладение социальными нормами, опытом исполнения различных социальных ролей (семьянина, хозяина, созидателя профессионала), образцами поведения и другими элементами общей культуры; демократизация отношений педагога, обучающегося и его родителей в разработке индивидуального образовательного маршрута; гуманизация образовательной среды и средств педагогической поддержки; уникального пути развития личности, и социального самоопределения обучающегося; интенсификация педагогических процессов, предполагающая смешение акцента от усвоения знаний, умений, и навыков к овладению методами проектирования, моделирования, технологией поиска оптимальных решений возникающих задач; оптимальность средств научно-методического сопровождения дополнительного образования, приносящих максимальный эффект при уменьшении затрат времени и количества труда; социальная направленность содержания дополнительного образования; ориентация на спрос рынка труда на всесторонне развитого функционально-грамотного человека, способного к сотрудничеству; мониторинг результатов развития и обучения с целью их оперативной коррекции.
Образовательно-воспитательный процесс организован на основе Закона «Об образовании», Типового положения об учреждении дополнительного образования и Устава «Центра эстетического воспитания детей».
Участниками образовательного процесса в ЦЭВД являются дети до 18 лет, их родители (лица их заменяющие) и педагогические работники: педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, концертмейстеры, педагоги-психологи.
Занятия проводятся на основе расписания, составленного педагогом, руководителем детского объединения с учетом пожеланий детей и их родителей. Занятия проводятся не только в самом здании ЦЭВД, но и на базе детских садов, школ, домовых клубов в микрорайонах лицеев, колледжей, училищ, различных спортивных залов. Продолжительность занятия соответствует рекомендациям Российской Академии образования с учетом возрастных особенностей обучающихся. Численный состав детского объединения определяется образовательной программой, утвержденной Методическим советом ЦЭВД. Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения. Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.
Деятельность детей в ЦЭВД осуществляется в одновозрастных и разновозрастных детских объединениях (см. Табл. 3).
Таблица 3 - Динамика обучающихся по возрасту
Возраст | 2004-2005 уч.г. | 2005-2006 уч.г. | 2006-2007 уч.г. | 2007-2008 уч.г. | 2008-2009 уч.г. | |||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
Дошкольный | 1226 | 12,2 | 1544 | 16,7 | 1516 | 18,0 | 1170 | 16,6 | 1261 | 16,4 |
Младший школьный | 2627 | 26,3 | 2515 | 27,1 | 2554 | 30,3 | 2269 | 32,3 | 2387 | 31 |
Средний | 3651 | 36,5 | 2574 | 27,8 | 2625 | 31,7 | 2278 | 32,3 | 2257 | 29,4 |
Старший | 2510 | 25 | 2634 | 28.4 | 1743 | 21,0 | 1095 | 15,6 | 1777 | 23,2 |
Всего детей | 10014 | 9267 | 8438 | 7032 | 7682 |