Беседа 9. Кто глава семьи?

Небольшая иллюстрация для того, чтобы понять, чем глава отличается от деспота. Муж и жена собираются в дальнюю поездку. Жена долго провозилась у зеркала, подбирая наряды, они опоздали на автобус и, следовательно, на поезд. Кто виноват? Обычный ответ: жена. Неправда! Виноват муж! Смотрите сами: он же знал, что жена любит долго собираться, выбирая наряды. Ему от Бога дан ясный ум, способность трезво рассуждать и все просчитывать. Что же он не воспользовался своими способностями и не догадался назначить время выхода из дома на полчаса раньше? Что же не просчитал все возможные промахи? Мужу дана жесткая воля. Почему же он не воспользовался ею, чтобы вовремя оторвать жену от зеркала? Мужу даны грубые чувства. Что же он поддался чувствам, был растроган и умилялся на свою красавицу–жену, красующуюся перед зеркалом? Виноват только он!

Если муж — настоящий глава семьи, то он не будет упрекать жену в их опоздании, а будет винить во всем себя, Деспот же будет в истерике орать на жену, которая торчала лишние полчаса у зеркала, и вообще виновата во всех его неудачах.

Поэтому, когда Церковь говорит, что муж — глава семьи, то это не столько грозное напоминание женщине о ее рабстве, сколько предупреждение мужчине о том, каким он должен быть, чтобы жена почитала его за главу. Таких мужей сейчас почти не осталось, поэтому женщины и не могут находиться в том послушании, что было раньше у женщин. А подчиняться самодуру–деспоту — это действительно ужасно.

Мне хочется сказать всем женщинам: «Радуйтесь, что муж — глава семьи! Теперь вы ни в чем не виноваты. Во всем виноваты мужчины!» И хочется прокричать всем мужчинам, чтобы они услышали: «Рыдайте, вы во всем виноваты! Вы являетесь главой семьи, и что бы ни произошло, ответ придется держать вам».

Женщина совершает аборт. Она совершает ужасно жестокий поступок. Она теряет при этом свою женственность: ее душа черствеет и теряет чуткость, она интуитивно понимает, что этот поступок ужасен, но заглушает эту мысль холодным расчетом. Но кто виноват в этом? Она не виновата! Виноват отец ребенка (хорошо, если он муж, а не просто сожитель). Виноват, потому что он потерял свою мужественность. Он вступил в связь с женщиной, но не захотел нести ответственность за эту связь. Разве это мужчина? Женщина с ребенком становится беззащитной, а он не захотел ее защитить. Разве это мужчина?

Во всех абортах виноваты на 90% мужчины. Они теряют свою мужественность в том, что вроде бы не толкают женщину на аборт, но отказываются принимать решение, что должен делать настоящий мужчина. Женщина не выдерживает этого груза — принятия решения — и совершает непоправимый поступок — убийство своего дитя. Женщинам приходится терять свою женственность, совершая грубый, очень жестокий, совсем неженственный поступок, тем самым уродуя свою женскую природу.

Но вернемся к рассмотрению человека. В теле различия очевидны, их потерять или преодолеть довольно трудно. В душевных силах различия также значительны, хотя мужчины уже могут терять свою мужественность и становиться женоподобными, а женщины могут терять свою женственность, принимая на себя неестественные для них мужские свойства.

А дух человеческий отличается у мужчины и женщины?

Дух

— это та часть человеческого естества, которая способна устремляться к Богу. Не состояние души, а состояние духа определяет близость к Богу. Воспитанный человек может находиться дальше от Бога, чем невоспитанный, но чистый сердцем. Состояние духа определяет спасение человека: куда человек идет. Дух человеческий или удаляется от Бога, теряя данное ему Богом, родителями, учителями, или, напротив, приближается к Нему, преодолевая пороки, которые получил во время воспитания. Так вот, духовные силы человека, устроение духа ничем не различается у мужчин и женщин. Здесь — различий нет! И мужчине, и женщине одинаково доступно спасение. Хотя количественно прославленных Церковью святых мужского пола больше, чем святых женщин, но количество святых, прославленных у Самого Бога, мы не знаем. Арифметика в данном случае не показатель. Самой же величайшей из всех святых, высшей даже ангельских сил, Церковь почитает Божию Матерь. Она выше своею святостью всех святых мужчин.

В житии преподобного Макария Египетского есть такой момент. Когда он после долгих и действительно великих подвигов поста, ночных бдений в молитве вдруг стал думать о себе, что никто на земле не превосходит его подвигами, Господь, чтобы смирить и вразумить подвижника, возвещает ему о том, что в ближайшем городе есть две женщины, которые угодили Ему больше, чем Макарий. Преподобный отправляется посмотреть на этих женщин, чтобы узнать, какой они несут подвиг, который превосходит все его труды. Когда Макарий нашел этих женщин и стал упрашивать их рассказать о своих подвигах, то услышал в ответ, что никаких великих подвигов они за собой не знают. Они были женами двух братьев, а поскольку были бездетными, то хотели бы совершать монашеские подвиги, уйдя в какой–нибудь женский монастырь, но мужья не отпустили их, поэтому ни о каких подвигах речи не могло быть. Единственное, что они знают за собой, это то, что за все время совместной жизни они ни разу не поссорились между собой. Преподобный уходил от них, осознав, что для Бога незлобие сердца гораздо выше телесных подвигов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.