Обучение школьников
Деловая игра позволяет учащимся почувствовать себя в реальной управленческой ситуации и перепробовать все, что угодно, без страха совершить ошибку.
ЭКСПЕРИМЕНТЫ, МОДЕЛИРОВАНИЕ И ДРУГИЕ «ЭМПИРИЧЕСКИЕ» УЧЕБНЫЕ МЕТОДЫ.
Среди подобных методов встречаются:
ü Упражнения по сравнительному использованию односторонней и двусторонней моделей общения, в процессе которых слушатели определяют для себя сильные и слабые стороны этих моделей
ü Моделирование неких реальных явлений, при котором «команды» учащихся соревнуются в выполнении каких-либо «производственных» заданий. При этом слушатели «набираются опыта», выполняя различные управленческие и организационные функции при наличии обратной связи среди участников эксперимента
ü Активное изучение или моделирование конкретных ситуаций. Команда учащихся изучает представленную информацию, принимает ряд решений, получает в ответ информацию и продолжает работу в новых условиях, проходя, таким образом, через последовательность различных ситуаций
ü «Упражнение с корзиной» создает типичный дневной объем работы менеджера с помощью гипотетической «корзины», которая содержит документы и другие бумаги, имеющие отношение к самым разнообразным управленческим проблемам
ü Типовые, но вполне реальные проблемные ситуации – например, самые разнообразные проблемы «выживания». Команда проверяет свое умение справляться с ними и принимать решения, способность использовать все коллективные ресурсы для нахождения верного ответа
ü Ситуации, рассчитанные на интерактивное решение проблемы. Эти ситуации обычно предполагают проведение экспериментов «лабораторного» типа, в процессе которых команды работают над задачей, проблемой или упражнением, быть может, несколько искусственными, но зато с высоким соревновательным накалом.
ü «Головоломки». В процессе многих экспериментов и занятий по моделированию учащимся приходится решать трудные, приводящие в замешательство задачи. Работа над ними, самостоятельная или в составе группы, должна помочь слушателям лучше понять методы решения проблем, их сильные и слабые стороны.
Приведем некоторые особенности «эмпирического» обучения в сравнении с другими методами:
Параметры сравнения |
Методы | |||
Лекция |
Обсуждение лекции |
Анализ конкретной ситуации |
Эмпирические методы обучения | |
Время |
Требуется относительно мало времени |
Больше |
Требуется много времени |
Требуется много времени |
Степень участия |
Как правило, низкая (за исключением лектора) |
Выше |
Высокая |
Крайне высокая |
Энтузиазм |
Обычно низкая |
Переменный |
Переменный |
Высокий |
Контроль |
Контролирует лектор |
Распределенный |
Распределенный |
Распределенный: больше контроля со стороны слушателей |
Гибкость |
Жесткие рамки |
Больше гибкости |
По-разному |
Высокая гибкость; даются лишь общие указания |
Ответственность |
Главным образом на лекторе |
Распределенная: в основном на лекторе |
Больше ответственности на слушателях |
Ответственность в основном на слушателях |
Уровень изучения |
Удовлетворительный для приобретения информации |
Хороший для понимания информации |
Сконцентрирован на аналитических навыках |
Высокий уровень изучения, но трудно сфокусироваться на предмете. Уровень изучения неоднороден и варьируется от индивидуума к индивидууму. |
Успех этого метода, как и других, зависит от:
Ø ясности целей
Ø выбора рассматриваемых вопросов
Ø умения объяснить слушателям значимость данного метода обучения
Ø умения контролировать ход процесса