Обучение школьников
Деловые игры встречаются в различных вариациях, но все они по сути являются методом конкретных ситуаций в действии. Вместо того, чтобы «обсуждать» возможное развитие ситуации, учащиеся получают определенные роли и общаются друг с другом, выступая от имени конкретного действующего лица – участника данной ситуации.
Например: «Вы – директор, вы – заместитель. Вы встретились для того чтобы обсудить доводы в пользу изменения сроков предоставления отчета».
Деловые игры – очень эффективная форма проверки пройденного до того материала, к тому же данный метод дает учащимся хорошую возможность применить полученные знания в условиях близких к реальным.
ü Деловые игры дают отличную возможность почувствовать, «что происходит, когда происходит вот это».
ü Они подчеркивают значение чувств и эмоций в различных ситуациях, особенно в тех, которые связаны с человеческими взаимоотношениями.
ü Позволяют менеджеру или руководителю взглянуть на проблему с новой для себя точки зрения
ü Повышают интерес учащихся, придают занятиям определенную динамику, благодаря чему слушатели могут изменить свое отношение к тем или иным вопросам.
Деловые игры наиболее эффективны в тех случаях, когда учащиеся чувствуют себя легко и свободно, когда они действительно «играют».
Существует много разновидностей метода деловых игр:
Ø Роли расписанные и не расписанные
Ø Ролевые игры, в которых учащиеся волны принимать («разыгрывать») собственные решения
Ø Ролевые игры, в которых учащиеся копируют («заучивают») определенный стиль руководства или поведения.
Деловые игры можно организовать по-разному: иногда проводится только одна деловая игра, и большинство слушателей просто наблюдают. Однако более приемлем такой вариант, когда учащиеся разбиваются на небольшие группы, которые одновременно и независимо друг от друга проводят игры по одному и тому же «сценарию».
Метод конкретных ситуаций и деловые игры имеют друг с другом много общего. Но между ними существуют определенные различия:
Метод конкретных ситуаций |
деловые игры | ||
1 |
Проблема выносится на обсуждение |
1 |
Проблема рассматривается в обстановке, приближенной к реальной |
2 |
Проблему определяют предшествующие события |
2 |
Проблема определяет развитие событий |
3 |
Проблема затрагивает других людей |
3 |
Проблема затрагивает самих учащихся |
4 |
Эмоциональный аспект и отношение к происходящему рассматривается только гипотетически |
4 |
Эмоциональный аспект и отношение к происходящему оказывают существенное влияние на результат |
5 |
Подчеркивается значение фактов |
5 |
Подчеркивается значение субъективных впечатлений |
6 |
С точки зрения психологии, дискуссия – это взгляд на проблемную ситуацию «снаружи» |
6 |
Психологически учащиеся видят проблемную ситуацию «изнутри» |
7 |
Предполагается мысленное участие |
7 |
Создаются условия для эмоционального участия |
8 |
Совершенствуется умение анализировать проблемы |
8 |
Совершенствуется умение взаимодействовать с другими людьми |
9 |
Предназначается для разработки гипотез и идей |
9 |
Предназначается для проверки гипотез и идей |
10 |
Тренируется умение правильно разобраться в ситуации |
10 |
Тренируется эмоциональный контроль |
11 |
Действия или решения только обсуждаются |
11 |
Действия или решения приводятся в исполнение |
12 |
Последствия предложенных действий обычно не определяются |
12 |
Устанавливается непрерывная обратная связь |