Обучение школьников
На празднике в детском саду № 60 50% выступлений детей – разнообразная речевая деятельность. Каждый ребенок средней группы самостоятельно читает стихотворение, дети Илья Б., Никита Т., Яна П. и Руслан Н. читают небольшие стихотворения (одно четверостишие), посвященные маме, Петя И. – бабушке, Нелля Н. рассказывает стихотворение про весеннее солнышко, Варя Д. про пирожок. Все дети хором поют песню. А в детском саду № 1 устная речь детей используется всего один раз: в песне-танце, где дети средней группы подпевают в припеве “ля-ля-ля”. Конечно, это обусловлено только уровнем речевого развития. В детском саду № 60 дети в общении с педагогами и между собой используют как жестовую речь, дактилологию, так и устную речь. Именно это позволяет использовать устную речь детей для выступлений на празднике. А в детском саду № 1 дети при общении между собой используют только жесты. Низкий уровень речевого развития, на наш взгляд, связан с тем, что подавляющее большинство детей кроме нарушенного слуха имеют еще сопутствующие заболевания. Например, в младшей группе у Кати П., Кенана А., Ани Н. страдает зрение, у Павлика Т., Кенана А., Эрика К. – органическое поражение головного мозга. Практически у всех детей наблюдается общее физическое недоразвитие. Хотя, на наш взгляд, и при этих условиях необходимо максимально использовать речевые возможности детей. Можно включать короткие, двустрочные стихотворения, использовать доступные произношению детей слова в общении с персонажами действия.
На празднике в детском саду № 1 ведущая и Карлсон сопровождают всю свою речь жестами, что несомненно, облегчает понимание их детьми и их родителями (примерно у 50% родителей слух также нарушен). Таким образом, устанавливается непринужденная обстановка и полное взаимопонимание. А в детском саду № 60 единственная используемая речь – устная. И хотя такой подход влечет за собой ряд определенных трудностей, но в то же время он позволяет развивать слуховое восприятие детей, заставляет их вслушиваться и всматриваться, создает на празднике речевую среду.
Несмотря на такие большие различия в подходах к процессу подготовки и проведения праздников, нельзя сказать, что какой-то праздник лучше или хуже. Даже анализируя, разбирая эти праздники на составляющие и сравнивая наиболее отличающиеся моменты, нельзя однозначно ставить плюс или минус. Как мы выяснили, практически за каждым минусом стоит плюс, а за каждым плюсом есть какой-то минус. Так, наличие сюрпризных моментов поддерживает внимание зрителей, пробуждает интерес к действию. А их отсутствие позволяет детям действовать более осознанно, развивает их произвольное внимание. Использование устной речи детей обусловлено требованиями индивидуального подхода. И использовать устную речь для выступления на празднике или нет, необходимо смотреть применительно к каждому конкретному ребенку и ко всей группе детей, присутствующей на празднике.
С точки зрения общей педагогики праздники необходимы детям, чтобы отдохнуть и повеселиться, снять эмоциональное и психическое напряжение. А с точки зрения сурдопедагогики, праздники, как и любую другую ситуацию необходимо использовать для обучения. С одной стороны, дети с нарушенным слухом практически лишены детства. Их обучение начинается раньше и само по себе более интенсивно по сравнению с их слышащими сверстниками. И праздник должен дать им возможность отдохнуть и повеселиться. Но с другой стороны, это интенсивное обучение необходимо им в их дальнейшей жизни, и упускать возможности, предоставляемые процессом подготовки и проведения праздника, просто жалко.