Обучение школьников
Особенности подготовки и проведения праздников для дошкольников с нарушениями слуха мы рассматриваем на основе изученного нами опыта работы детского сада № 1 для глухих детей и детского сада № 60 для слабослышащих детей.
Следует отметить, что праздники, проводимые в этих садах очень отличаются друг от друга. На наш взгляд, это объясняется тем, что педагогический коллектив детских садов по-разному представляет себе основные цели и задачи праздника. В детском саду № 1 на первый план выходит эмоциональное общение, тогда как в детском саду № 60 первоочередными являются задачи обучения и развития. Поэтому первое различие, на котором останавливается внимание – это зрелищность праздника в детском саду № 1 и разнообразие используемых видов деятельности на празднике в детском саду № 60.
Проанализируем деятельность детей того и другого детских садов на праздниках, посвященных дню Восьмое Марта и проводившихся в 1998 и в 1999 годах.
Детский сад Выступления |
№ 1 |
№ 60 |
ПЕСНИ |
– |
6% |
СТИХИ |
– |
44% |
ТАНЦЫ |
80% |
31% |
ИГРЫ |
20% |
19% |
Из приведенной таблицы видно, что на празднике в детском саду № 1 не используется пение детей и чтение стихотворений, тогда как в детском саду № 60 6% выступлений детей – это песни, причем поют дети голосом, а не жестами, и 44% выступлений – чтение стихов. Таким образом, речевая деятельность детей на празднике в детском саду № 60 используется в 50% выступлений. Эту разницу можно объяснить различным состоянием слуха и речи детей в детских садах № 1 и № 60.
В детском саду № 1 80% выступлений составляют танцы, а в детском саду № 60 танцев всего 31%. Следует отметить, что танцы детей в детском саду № 1 выглядят намного ярче и красочней, так как большое значение здесь придается костюмам детей. Например, костюмы для “Танца маленьких утят” очень удачно, на наш взгляд, имитируют головы этих утят. Для танца зверей используются шапочки-маски волка, лисы, пингвина, зайца и др. Вообще практически для каждого выступления используются свои костюмы. В детском саду № 60 костюмы менее интересны. Например, для “танца кукол” используются только большие банты для девочек и “бабочки” для мальчиков, сделанные из цветной папиросной бумаги. На наш взгляд, это связано и с материальными возможностями и с умением вовлечь родителей в процесс подготовки праздника.
Игры на праздниках занимают примерно одинаковый объем от общего числа выступлений. Это 20% в детском саду № 1 и 19% в детском саду № 60. Но в детском саду № 1 они распределены по ходу действия, а в детском саду № 60 – игры используются как элемент, завершающий праздник.