Обучение школьников
И дело здесь не в том, что человечество не приобрело новых знаний в области человеческих взаимоотношений. Как раз наоборот. Психология, возрастная психология и другие поведенческие науки накопили массу новых сведений о детях, родителях, межличностных отношениях, о том, как способствовать нормальному развитию личности, как создавать благоприятный психологический климат. Мы знаем много нового об эффективных межличностных контактах, о факторе силы в человеческих взаимоотношениях, о конструктивном разрешении конфликтов и т.д.
К несчастью, те, кто открыл новые факты и разработал новые методы, не удосужились сделать одно очень доброе дело — рассказать о своих находках родителям. Мы общаемся с коллегами посредством книг и специальных журналов, нередко забывая о родителях, для которых, собственно, и предназначены эти новые методы.
Некоторые профессионалы, правда, пытались донести до родителей новые идеи и методы, но даже те относительно немногие из родителей, которые читают специальную литературу, практически не меняют своего поведения по отношению к детям, продолжая исповедовать старые подходы к поддержанию дисциплины и разрешению внутрисемейных конфликтов.
Надеюсь, что эту книгу не постигнет участь других книг по воспитанию и она не будет воспринята как очередная теоретическая выкладка, мало подходящая для реализации на практике, поскольку в ней содержится подробно расписанная и исчерпывающая методика создания и поддержания эффективных всеобъемлющих взаимоотношений с
ребенком при любых обстоятельствах.
Из этой книги родители узнают не только методы, приемы, но также и то, когда, как и с какой целью пользоваться. Как и на курсах Р.Е.Т., предлагаемая программа включает как теоретические основы, так и практические методы. Родителям будет дана возможность, став подлинными специалистами в обращении с теми проблемами, которые неизбежно возникают между родителями и детьми. Детальное описание модели эффективных взаимоотношений между родителями и детьми проиллюстрировано множеством примеров из реальной жизни.
Большинство родителей относятся к Р.Е.Т. как к рeволюционной методике, резко отличающейся от традиционной. Но это не мешает ей быть поистине универсальной применимой как к совсем маленьким детям так и к подросткам, как к детям с задержанным умственным развитием, так и к “нормальным” детям. В описании своей методики мы не пользуемся какими- либо специальными терминами, которые могут быть понятны только профессионалам. Некоторые из родителей, возможно, не согласятся с рядом новых концепций, предлагаемых нами в этой книге, но причиной этого внутреннего протеста вряд ли будет непонимание. Поскольку читатели не могут обратиться непосредственно к преподавателям Р.Е,Т., предлагаю список вопросов и ответов, которыми полезно предварить ознакомление с нашей методикой.
ВОПРОС: Речь идет об очередном либеральном подходе к воспитанию детей?
ОТВЕТ: Ничего подобного. Снисходительные родители имеют не меньше хлопот, чем чрезмерно строгие, так как их дети нередко вырастают эгоистичными, неуправляемыми, необщительными и безучастными к нуждам своих родителей.
ВОПРОС: Возможна ли такая ситуация, когда один из родителей эффективно пользуется вашим подходом, в то время как другой придерживается старых методов?
ОТВЕТ: И да, и нет. Если хотя бы один из родителей начнет следовать нашей методике, результатом будет явное улучшение во взаимоотношениях между этим родителем и ребенком. Однако взаимоотношения между другим родителем и ребенком могут стать еще хуже, чем раньше; Поэтому желательно, чтобы новой методикой овладевали оба родителя. Тем более что если они будут делать это вместе, смогут друг другу помогать.
ВОПРОС: Не приведет ли ваша методика: к потере родителями влияния на детей? Не получится ли так, что, прибегнув к ней, они как бы откажутся от своей роли мудрых наставников, указывающих детям верное направление в жизни и бережно ведущих их по ней?
ОТВЕТ: Такое впечатление, действительно, может создаться при чтении первых глав. Но наберитесь терпения. Первые главы посвящены тому, как помогать детям самостоятельно решать их собственные проблемы. В таких ситуациях роль эффективного родителя весьма специфична, — она намного более пассивна и “косвенна”, чем та, к которой мы привыкли. Зато в последующих главах речь идет о том, как корректировать поведение детей и как заставлять их уважать интересы родителей. Вы познакомитесь с конкретными методами повышения своей ответственности как родителей, приобретете еще больше влияния на детей.