Обучение школьников
организация использование сопроводи-
деятельности текста целостность тельная до-
учащихся кументация
адаптивность представление кадры- эффективность
информации заставки труда препод.
формы применение эффективность
предъявления изображений труда учащегося
информации
организация
взаимодействия
учащегося с ЭВМ
оценка
результатов
Схема 1. Структура общих требований, предъявляемых к обучающе-контролирующим программным средствам
Проведенные в первой главе исследования позволили, во-первых, доказать необходимость пересмотра традиционных и разработки новых методик обучения с использованием ПЭВМ; во-вторых, для повышения качества обучения при использовании информационной технологии необходимо учитывать возникающие при этом психолого-педагогические и методические проблемы; в-третьих, обучающе-контролирующие программы должны отвечать всем требованиям, предъявляемым к учебному программному обеспечению.
Во второй главе
“Типы обучающе-контролирующих ППС” рассматривается структура и проводится сравнительный анализ отечественных программ контролирующего и моделирующего типов с учетом их достоинств и недостатков; показано строение и основные функциональные возможности автоматизированной системы обучения и контроля; даны методические рекомендации по созданию обучающе-контролирующих программ.
При выборе ППС для реализации различных учебных задач необходимо учитывать их тип и структуру. Известно, что структура ППС зависит от его назначения. Так, основной функцией обучающей программы является обучение, контролирующей - контроль, а ППС обучающе-контролирующего типа совмещают в себе обе эти функции. Нами были подробно рассмотрены обучающие и контролирующие функции ППС, а также их структура. Обучающие ППС (схема 2) предполагают наличие двух составляющих: демонстрационной, выводящей на экран информацию согласно заранее разработанного сценария и имитационно-моделирующей, позволяющей пользователю управлять динамикой изучаемого процесса. Демонстрационная часть программы предполагает, что все числовые данные и варианты ответов, а также художественные образы и графики, заложены разработчиками в компьютерную программу. Работая с этой частью программы, пользователь (учитель, ученик) в процессе демонстрации уже не имеет возможности включаться в технологический процесс и управлять им. Все (изменение параметров, скорость протекания реакции и т.д.) должно быть учтено на этапе составления такой программы и ее использование наиболее целесообразно при объяснении нового материала (лекции, семинары).