Обучение школьников
Цель
исследования состоит в повышении эффективности обучения химии при использовании информационной технологии.
Объектомисследования является процесс обучения химии.
Предмет исследования
- выявление влияния информационной технологии на эффективность обучения.
Гипотеза.Повышение эффективности обучения химии при использовании информационной технологии возможно, если:
- определить роль и место использования информационной технологии в курсе химии;
- сформулировать критерии отбора материала к содержанию ППС;
- разработать общие требования к обучающе-контролирующим программам и их созданию;
- разработать методику сочетания традиционного и информационно-технологического обучения.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературных источников уточнить следующие понятия: “поток учебной информации” и “информационная технология обучения”.
2. Проанализировать компьютерные программы, используемые в обучении химии, с точки зрения их эффективности в обучении и простоты работы с ними.
3. Разработать общие требования к обучающе-контролирующим программным средствам и их проектированию.
4. Сформулировать критерии отбора химического материала при разработке компьютерных программ.
5. Разработать методический подход к применению ПЭВМ при обучении химии.
6. Разработать компьютерные программы по отдельным вопросам школьного курса химии.
7. Экспериментально проверить эффективность предложенного методического подхода.
В процессе исследования использовались следующие методы:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- изучение специальной литературы по языкам программирования и структуре компьютерных программ;
- анализ современных отечественных и зарубежных ППС обучающе-контролирующего типа;
- наблюдение за ходом учебного процесса;
- анализ качества усвоения нового материала, изложенного учителем;
- анализ проверочных и контрольных работ учащихся;
- проведение диагностических работ, анкетирование, беседа, тестирование;
- анализ результатов исследования.
На первом этапеисследования (1995 - 1996 гг.) проводился анализ учебно-программной документации, психолого-педагогической и методической литературы. Изучены имеющиеся ППС обучающе-контролирующего типа, выявлены предъявляемые к ним требования. Обобщен опыт работы учителей средних школ города Москвы и преподавателей Московского педагогического университета по разработке и внедрению в учебный процесс контролирующих и моделирующих ППС, найдены подходы к решению поставленной проблемы. Полученный материал позволил сформулировать гипотезу исследования, определить основные цели и задачи.
На втором этапе(1996 - 1997 гг.) был проанализирован пакет программ MultiVision v.4.5. и система обработки математических данных Маthcad; разработана методика их применения при изучении химии, созданы и опробованы обучающе-контролирующие и моделирующие программы по некоторым разделам курса химии средней школы. По результатам проведенного педагогического эксперимента получена оценка эффективности разработанных автоматизированных систем контроля и моделирования химических процессов и методик их применения.
На третьем этапе(1997 - 1998 гг.) завершена экспериментальная работа, проведена обработка и анализ полученных результатов, внесены коррективы в разработанные программные средства, произведено уточнение теоретических положений, оформлена диссертация.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования
заключается в том, что определены понятия “учебной информации”, “учебного информационного потока” и “информационной технологии обучения”, применяемого в дидактической системе, введена классификация наглядных средств; предложен и реализован целостный программно-методический подход, предназначенный для обучения химии, а также для контроля усвоения получаемых знаний учащимися; уточнено понятие “ППС контролирующего и обучающего типов” и рассмотрены различные подходы к их конструированию; выделены основные требования, предъявляемые к обучающе-контролирующим программам в соответствии с современным уровнем развития технических средств; доказана необходимость разработки нового курса химии для систематического использования информационной технологии и разработаны отдельные его фрагменты.