Обучение школьников
2). Решение простейших задач на основе счета предметов,
2. Геометрический материал:
Распознавание геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, куб. Сравнение и раскраска фигур. Составление фигур из частей и разбиение фигур на части.
Фигуры на клетчатой бумаге. Подсчет числа клеток, треугольников, прямоугольников, на которые разбита фигура. Конструирование фигур из палочек.
Точка. Линия. Отрезок. Научить пользоваться линейкой, чертить отрезки. Сравнение предметов по форме, цвету; сравнение групп предметов, основные отношения между предметам: больше-меньше, выше-ниже, спереди-сзади, сверху-снизу, слева-справа. Совокупность предметов или фигур, обладающие общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
Дать пространственные и временные представления Ориентирование в клетках (диктанты).
3. Содержательно-логические задачи и задания
, основанные на математическом содержании первых двух разделов и направленные на развитие познавательных процессов у дошкольников:
Внимания
: математические игры: «Веселый счет», «Измени форму или размер или цвет», «Прибавить, вычесть»; зрительные диктанты с изображением различных предметов (5), с изображением чисел, геометрических фигур и т.д. Графические диктанты.
Воображения
: задания на составление из заданных частей фигур, обладающих указанными свойствами; задания на взаимное расположение фигур на плоскости; на изменение формы, размера, цвета заданной фигуры; на выделение геометрических фигур из множества заданных по описанию их свойств; задания на определение «на глаз» размера фигуры, сравнение «на глаз» размеров заданных фигур (выбери ту из предложенных фигур, которая полностью войдет в заданный круг и т.п.)
Памяти:
зрительные диктанты по специально разработанным таблицам, слуховые диктанты; дидактические игры математического содержания: «Запомни математические термины», включающие в себя 5 -7 слов, воспроизведи «Цепочку слов»;
Игры на развитие памяти
«Опиши по памяти»
На короткое время покажите детям куклу, или другой предмет, или картинку, а затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие у куклы волосы, какое платье какие глаза, были ли банты, туфельки, носочки, в какой позе она была? И т.д.
«Найди картинку»
На короткое время (считая до пяти) покажите детям картинку, а затем из набора похожих картинок предложите выбрать ту, которую им показали и др. игры и задания, направленные на запоминание и прочное овладение математической терминологией, на расширение объема запоминания зрительного, слухового, логического.
Мышления:
задания на сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам; простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков и выделить существенные признаки; решение логических задач.
Математические игры:
«Взять палочки последним», «Магические квадраты, рамки, треугольники», арифметические ребусы и головоломки.
ОСНОВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЫ КУРСА И ИХ СОДЕРЖАНИЕ
Сравнение предметов и групп предметов.
Научить детей различать цвета и размеры. Формирование представлений о символическом изображении вещей.
Игра: «Муравьи»
Умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах, умений сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.
Игры: «Сравни и заполни», «Заполни пустые клетки». Ознакомление с классификацией фигур по двум свойствам (цвету и форме). «Где, какие фигуры лежат». Научить детей объединять предметы в множества по определенному свойству. «Третий лишний».
Знакомство с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур изданных. «Почини одеяло». Формирование классифицирующей деятельности (классификация фигур по цвету, форме, величине) «Дерево» «Игра с одним обручем», «Игра с двумя обручами». Упражнение детей в анализе групп фигур, в установлении закономерности в наборе признаков, в умении сопоставлять и обобщать, в поиске признаков отличия одной группы фигур от другой. «Как расположены фигуры?».
Упражнять детей в составлении геометрических фигур на плоскости стола из счетных палочек, анализе и обследовании их зрительно-осязательным способом. Решение логических задач на поиск недостающих фигур. Игра: «Танграм». Точка. Линия. Отрезок. Научить пользоваться линейкой. Чертить отрезки. Всего 15 занятий.
Пространственные и временные представления.
Развитие внимания и наблюдательности у детей. «Матрёшки», «Снеговики», Формирование числовых и пространственных представлений у детей, Развитие речи, включение в их активный словарь понятий: «толстый», «тонкий», «широкий», «узкий», «выше», «ниже», «высокий», «низкий», «сначала», «потом», «после этого», «слева», «справа», «между», «вверх», «вниз», «направо», «налево», «слева направо», «больше», «меньше», «равно», «столько же». (Игры: «Мальчики», «наоборот», «Концовка», «Найди спрятанную карточку с цифрой», «Лучший разведчик», «Фигуры высшего пилотажа» и т.д.)