Обучение школьников
Чтобы во всем являться примером для учащихся, преподаватель графики должен в совершенстве овладеть умением выполнять на доске чертежи и эскизы, аккуратно и точно оформляя их, красиво и правильно надписывая.
Большую роль играет речь преподавателя, которая должна быть грамматически правильной, краткой, ясной и логичной. Правильная речь педагога не только способствует лучшему восприятию учебного материала, но и служит образцом для учащихся. Преподавателю необходимо следить за построением фраз. Нельзя допускать ошибок в произношении отдельных слов, неправильных ударений, нужно избегать вульгаризмов. Надо следить за своей дикцией, с тем чтобы речь была вполне отчетливой и хорошо понятной всем учащимся.
Особое внимание следует обращать на темп речи. Иногда преподаватели говорят слишком быстро. Это вредно отражается на усвояемости материала. Ученики не улавливают смысла сказанного, перестают слушать рассказ, начинают нарушать дисциплину.
Чтобы этого избежать, нужно соизмерять темп речи с возможностями слушателей усваивать сказанное. Речь преподавателя должна быть неторопливой, с паузами после вопросов, после особенно важных или сложных для усвоения формулировок. При таком темпе речи преподавателя ученики не только слушают, но и успевают размышлять, думать над изложенным, а благодаря этому времени на усвоение материала при медленном темпе речи преподавателя требуется не больше, чем при быстром.
Речь педагога должна быть простой, доходчивой и эмоциональной. С особым вниманием надо относиться к употреблению терминов и трудных для понимания учащихся слов, их нужно произносить отчетливо, а при надобности и записать на доске. Каждое слово, которое может быть непонятно учащимся, необходимо разъяснить. Нужно стремиться избегать лишних слов, остерегаться неточностей речи.
Правильное поведение преподавателя на уроке способствует созданию хорошего психологического климата, что в свою очередь содействует достижению высоких результатов в обучении.
Полная занятость на уроке – решающее условие хорошей дисциплины учащихся. Высокая требовательность – непременный элемент взаимоотношений, без которого не может быть уважения к преподавателю.
Педагогический такт, под которым подразумевается умение понять состояние учащегося, найти к нему индивидуальный подход, способность добиться целей обучения, не травмируя психику подростка, - важнейшее требование к преподавателю. Чуткость, выдержанность, самообладание никогда не помешают педагогу. Однако нужна искренняя доброжелательность, а не внешняя холодная вежливость. Подростки очень тонко различают искренность в отношениях.
Велика роль шутки. К веселому, остроумному преподавателю ученики обычно идут на урок охотно. [6]
Подводя итог выше сказанному, можно отметить тот факт, что педагог постоянно стремиться к повышению своего педмастерства. Только тогда его уроки будут эффективны.
Также одним из способов повышения эффективности урока, рационального использования его времени является применение элементов программированного обучения. Речь идет об использовании тех элементов программированного обучения, которые неоднократно оправдали себя на практике, просты и доступны, не требуют материальных затрат, не осложняют работу учащихся. В первую очередь это элементы безмашинного программированного обучения.