Обучение школьников
Таким образом, основная задача социального педагога в работе с семьей алкоголиков – укрепление взаимодействия с ними, использование всего комплекса педагогических средств для изменения стиля общения между родителями и детьми, развитие ответственности за воспитание, воздействие на состояние подростка, корректировка его поведения. Социальный педагог помогает родителям осознать позитивные и негативные события, происходящие в семье, увидеть реальную возможность изменения трудной ситуации, учит преодолевать препятствия на пути достижения семейного благополучия. Он ставит целью восстановить воспитательный потенциал семьи.
По мнению И. В. Дубровиной, также задачей социального педагога является совмещение воспитательной работы с решением острых жизненных проблем семьи, испытывающей на себе драматизм сложных социальных коллизий.
Определяется статус семьи, жилищные условия, соседство, религиозная и национальная принадлежность семьи. Дополнением «карты» является изучение воспитания подростка в семье:
– как и сколько родители проводят времени с подростком. Есть ли у них общие дела, какова форма общения;
– проводят ли они вместе свободное время;
– что читают;
– чем интересуется подросток;
– с кем дружит;
– какие отношения в классе, школе и т.д.;
– каково здоровье подростка;
– какие у него проблемы [… ].
Следует выяснить и то, что знают подростки о своих родителях, их вкусах, интересах, друзьях и авторитете на работе, заботах, проблемах, здоровье.
Социальному педагогу важно учитывать все взаимоотношения внутри семьи, отношения взрослых между собой, между взрослыми и подростками, родственниками и неродственниками, которые живут в семье.
В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает семье образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
1. Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитание. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.
Деятельность социального педагога предусматривает проведение широкого просвещения родителей по следующему кругу вопросов:
– педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей к воспитанию будущих детей;
– роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам;
– значение личного примера и авторитета родителей к воспитанию будущих детей;
– роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам;
– значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, атрибуты роли отца и матери, отношений между детьми;
– взаимоотношения различных поколений в семье, методы педагогического воздействия на детей, формирование позитивных отношений между детьми и взрослыми;
– воспитание детей в семье с учетом пола и возраста;
– социально-психологические проблемы воспитания;
– сущность самовоспитания и его организация, роль семьи в руководстве процессом самовоспитания детей и подростков;
– поощрение и наказание в воспитании детей в семье;
– наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей;
– организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье [… ].
Одним из методов социального педагога – консультирование, цель которого заключается в повышении педагогической культуры родителей. В ходе консультирования педагог стремится установить контакт со взрослыми членами семьи, помогает осознать причины семейного неблагополучия, характер воспитательных ошибок, корректирует взаимоотношения родителей и подростков. Также социальный педагог может оказывать индивидуальную помощь подростку, находящемуся в семье алкоголиков. Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование психологом различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому подростку [… ].
Помощь в воспитании проводится специальным педагогом, в первую очередь с родителями, путем их консультирования, а также с подростками посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала. При работе социальный педагог использует методы, которые делятся на две группы.