Обучение школьников
5) Принцип комплексности и систематичности. Суть принципа заключается в том, что в семье осуществляется многостороннее влияние на личность через систему целей, содержание средств и методов воспитания, при этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса. Многократность воспитания имеет свои положительные и отрицательные стороны. Наши дети смотрят телевизор и узнают много интересного, нового, обогащают свой ум и чувства, но под влиянием того же телевизора для них стали привычными картины убийства, смерти, жестокости и т.д., телевизионная реклама «замусорила» детский словарь речевыми штампами, сомнительными неологизмами.
Научная педагогика условно дифференцирует целостный процесс формирования личности на отдельные виды воспитания (нравственное, трудовое, умственное, физическое, правовое, налоговое и т.д.). Однако личность не воспитывается по частям, поэтому в реальном педагогическом процессе ребенок осваивает знания, они влияют на его чувства, стимулируют деятельность, поступки, т.е. осуществляется разностороннее развитие. Согласно научным данным, семья, по сравнению с общественными институтами воспитания, обладает особыми возможностями развить детей нравственно, приобщить к труду, ввести в мир культуры, помочь их половой идентификации.
6) Принцип согласованности в воспитании. Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогическими образовательными учреждениями. Ни один из воспитателей маленького ребенка, будь то родные люди или педагоги, не могут воспитывать его изолированно друг от друга: необходимо согласование целей содержания воспитательной деятельности, средств и методов ее осуществления.
Построение процесса домашнего воспитания в соответствии с рассмотренными принципами позволит родителям грамотно руководить познавательной, трудовой, художественной, физкультурной и всякой другой деятельностью детей, следовательно, эффективно содействовать их развитию [… ].
Работа социального педагога должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства. Семья алкоголиков, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляется в возложенными на нее функциями, адаптационные способности алкоголиков существенно снижены, процесс семейного воспитания подростка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Данному типу семьи, разумеется, необходима помощь со стороны социального педагога [… ].
Прежде всего, конечно, социальный педагог должен начинать свою работу с изучения семьи. Изучение отношений внутри семьи и их обсуждение помогут педагогу представить положение в ней подростка. В случае работы с семьей алкоголика диагностика выявляет основную причину злоупотребления спиртными напитками и сопутствующие обстоятельства.
Причины злоупотребления алкоголем могут заключаться в семейной предрасположенности, в некоторых особенностях личностного статуса, в традициях семейного или социального окружения либо в иллюзорной попытке уйти от проблем при помощи наркотически искаженного сознания. В реальности, впрочем, все эти причины могут быть связаны друг с другом. Необходим их анализ, ибо видимая на поверхности конфликтность семьи в результате пьянства одного или нескольких из ее членов может представлять искаженную картину: к пьянству прибегают именно для того, чтобы таким способом преодолеть конфликтность, хотя в своем воображении [… ].
Социальный педагог составляет «карту семьи», где дается характеристика каждому члену семьи, указываются даты рождения, знаменательные даты в семье.
Работа с пьющими родителями ведется по трем направлениям: медико-физиологическому, социально-педагогическому и правовому.
Медико-физиологическое направление осуществляется врачами, прежде всего наркологами и психиатрами.
Социально-педагогическое направление реализуется преимущественно школой совместно с другими учреждениями и организациями. Главная его цель – раскрыть родителям и учащимся отрицательное влияние алкоголя на взаимоотношения между людьми, в том числе на семейные отношения, показать ущерб, который пьянство наносит семье. Правовое направление имеет своей основной целью разъяснение последствий от действия и поведения лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения и их ответственности перед законом.