Обучение школьников
В последние годы создание социально-педагогических комплексов не единично. Совместная работа школы и всех социальных институтов общества по единому плану в корне изменяет воспитательную работу с подрастающим поколением.
Структура социально-педагогического комплекса получила свое признание и распространение (см. приложение № 8).
Идеальным стало единение в проведенном эксперименте в школе № 59 г. Ярославля, о котором уже упоминалось в главе I. Эксперимент необычен, интересен, и, конечно, не каждая школа сможет воплотить у себя опыт этого педагогического коллектива. Но социальному педагогу будут интересны организация и содержание работы этой школы, многое из опыта он сможет взять на вооружение. Об этом эксперименте, пишет в своей книге директор школы Ирина Николаевна Закатова1.
Школа построена в 1984г., рассчитана на 1600-1800 учеников, 50-60 классов. Школа работает в две смены. Оборудовано 10 предметных кабинетов, 85 комнат для занятий музыкой. А также читальный, актовый, спортивный, тренажерный и гимнастический залы, мастерские, библиотека, столовая, швейный цех. Есть 5 дополнительных специализированных кабинетов: психологии, социальной педагогики, прикладного творчества, логопедический, экологический.
Педагогический коллектив — 170 специалистов, и 8 заместителей директора, 25 социальных педагогов, 17 педагогов дополнительного образования, 3 психолога, 3 педагога—организатора.
Изучение семей дало возможность представить, что в большинстве из них воспитанию детей не уделяется должного внимания.
Была поставлена задача превратить школу в воспитательный центр, в основе всей учебной и воспитательной работы которого должна быть личность ребенка; добиться на деле равенства в получении образования. Для этого было необходимо реорганизовать деятельность школы, всех ее подразделений на индивидуальную работу с ребенком, и главное, объединить в воспитании детей все силы школы, семьи, социальных, спортивных, культурных учреждений микрорайона.
При таких задачах изменялось основное направление работы школы:
· содержание образования становилось социальным заказом родителей и детей;
· созданная система воспитательной работы должна была осуществляться вместе с родителями;
· в школе создавалась социально-педагогическая служба.
При подготовке эксперимента среди пожеланий родителей было выявлено около 50 направлений дополнительного образования. Исходя из этого, в школе было создано 8 направлений дифференцированного обучения:
— музыкально-эстетическое;
— изобразительного искусства;
— прикладного творчества;
— языковой культуры;
— нравственной культуры;
— экологии;
— волеологии;
— математической культуры.
Для каждого отделения был разработан свой учебный план — с I по ХI-ый классы, уровень подготовки по каждому из которых давал выпускникам школы достаточную степень знаний для поступления в средние и высшие профессиональные учебные заведения1.
Отделения комплектовались при поступлении в школу, а также при переходе в V, VIII и Х классы.
Разработанные экспериментальные учебные планы предусматривали сохранение базового ядра образования, насыщение его гуманитарной культурой, стремление развивать эмоциональную (эстетическую и нравственную) сферу личности, творческие способности ребенка отход от информационных методов обучения, переход к развивающей педагогике.
Социальная служба комплекса состоит из нескольких подразделений:
· территориальная социальная служба, которую осуществляют социальные педагоги;
· внутришкольная служба социальной заботы о детях (59 классных руководителей, 6 воспитателей групп продленного дня, 3 организатора внеклассной работы);