Обучение школьников
организуется групповая работа по определению жанров подобранных песен, предлагается задание на сравнение:
Какие характерные интонации, особенности ритма и другие средства выразительности отличают колыбельную песню от плясовой, солдатскую от трудовой, лирическую от хороводной?
Обрядовые:
1) калядки
Каляда, каляда!
Подавай пирога,
Блин да лепешку
В заднее окошко.
Новый год пришел,
Старый угнал,
Себя показал!
Ходи, народ,
Солнышко встречать,
Мороз прогонять!
Или:
Что в поле, в поле,
На вороном коне.
Сам Бог ездя, жито сея,
Пречистая мати, обедать нося,
Обед относя, Бога прося.
Зароди, Боже, жито, пшеницй.
Ни кукулёчка, ни василёчка
Для своей ласки кольца колбаски
С Новым годом, с Новым родом.
Чтоб здоровы были,
Много лет жили.
2)масляничные
Масляная, счастливая
Протянися далеко.
Запрягу я бугая, бугая
Куда люди- туда я, туда я
Масляная, счастливая
Протянися далеко.
Люди едут по горелочку, по горелочку,
А я следом по-маленечку, по-маленечку
Масляная, счастливая
Протянися далеко.
Зарезали свинку, свирку
Сало, ноги в скрынку, в скрынку.
Масляная, счастливая
Протянися далеко.
А кто сыру не дае, не дае
Нихай тому погние, погние
Масляная, счастливая
Протянися далеко.
3) пасхальные,
Пасхальная-хороводная
Что с под Киева, с под Чернигова
Вой ли, вой-лю-ли из под Чернигова.
Там текла речка быстрая
Вой ли, вой-лю-ли речка быстрая.
Речка быстрая, бережистая.
Вой ли, вой-лю-ли бережистая.
На той речке лежит кладочка
Вой ли, вой-лю-ли лежит кладочка.
По той кладочке брат с сестрою шли
Вой ли, вой-лю-ли брат с сестрою шли.
Сестра утонула, речка молвила
Вой ли, вой-лю-ли, речка молвила.
Ты не пей, братец из речки воды.
Вой ли, вой-лю-ли, из речки воды.
Ты не ешь, братец, рыбы белыя.
Вой ли, вой-лю-ли, рыбы белыя.
Не рви, братец, желтых красочек.
Вой ли, вой-лю-ли, желтых красочек.
Не топчи братец шелковой травы.
Вой ли, вой-лю-ли, шелковой травы.
Из речки вода – это кровь моя.
Вой ли, вой-лю-ли, это кровь моя.
Рыба белая – то тело мое.
Вой ли, вой-лю-ли, - то тело мое.
Желты красочки – то краса моя.
Вой ли, вой-лю-ли, краса моя.
4) свадебные
Пойду замуж, хоть отведаю.
Добря будя, так я жить буду.
Плохо будя, так я назад приду.
Красуйтеся, мои девушки, перед матерью.
Как я матушки красовалася.
За юбочку, да и на уличку.
За платочек, да и на вечерочек.
Одними из самых первых песен древних славян были песни, связанные с их языческими верованиями. Славяне одухотворяли силы природы, верили в то, что магическими действиями и заклинаниями можно добиться лучшего урожая. От которого зависела жизнь. Поэтому наиболее древние песни связаны с культом земли и солнца. И до сих пор в детских припевках звучат призывы, с которыми славяне обращались к силам природы, как к живым существам: «Дождик, дождик пуще!», « Солнышко, солнышко, выгляни в окошко!».
Песни и обряды приурочивались к определенным дням и месяцам года и поэтому позже получили название календарных. Эти обряды постепенно опоэтизировались, в них вносился элемент игры, но песне всегда принадлежала здесь ведущая роль.