Обучение школьников
Я полностью разделяю взгляды перечисленных выше авторов и у меня также имеется некоторый опыт освоения фольклора на уроках музыки и во внеклассной работе.
Особого внимания требует музыкальное образование учеников начальной школы.
Задачи, стоящие перед уроками музыки в начальной школе, можно решить успешно, опираясь. прежде всего, на русский музыкальный фольклор. Русская народная песня красочна и содержательна, покоряет душевностью, отражает русский национальный характер. В действующей программе рекомендованной Министерством образования и науки, учебно-методическом комплекте Е.Д.Крицкой и Г.П.Сергеевой предусмотрено ознакомление детей с русскими народными песнями разных жанров, но в малом объеме. Опыт показывает, что на уроках музыки в начальных классах должны быть представлены народные песни гораздо шире, в том числе и хоровые, лирические, прибаутки и т.д Эти песни показывают большое воспитательное воздействие, обогащают духовно, формируют национальное самосознание.
Уже с самого раннего возраста дети слышат сказки, пестушки, колыбельные песни:
Звезды спят за облаками,
В синем море спит тюлень.
Ты закрой, мой мальчик, глазки,
Завтра новый будет день.
Спи, мой мальчик, в колыбели
На перине пуховой.
Спать вороны улетели
Спит зайчиха под сосной.
Или:
Ков-ков ножку, поедем в дорожку
А дорожка скользка, а ноженька гибка.
Идет коза рогатая, идет коза бодатая.
Кто кашки не ест, кто молочка не пьет,
Того забодает.
Или:
Сорока на припечку сидела,
Деткам кашку варила.
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому
А ты мал, круп не драл.
Каши не варил, тебе не дадим.
Или:
Ай –люли! Ай-люли!
Весь в серебряной пыли,
Месяц пал на кавыли
Ай-люли! Да ай-люли!
А в тумане над лугами
Сбилось стадо в кучу,
А бычок бодает тучу
Красными рогами.
Или:
Барашеньки-крутороженьки
По лесам ходят, по полям бродят,
В дудочку играют,
Ваню спотешают.
Ваня, Ваня простота
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперёд
И поехал в огород.
В огороде пусто, выросла капуста.
В начальных классах у многих детей наблюдается вялая работа артикуляционного аппарата, что отражается на качестве звучания, оно становится тусклым, плоским. Причинами невнятного произношения могут стать вялость и малоподвижность языка. Губ, сжатость нижней челюсти, недостаточное или непрерывное раскрытие рта, скованность мышц лица и шеи.
В зависимости от причины недостатка выбираются
упражнения. Главное правило для всех случаев – это полное физическое освобождение артикуляционного аппарата от скованности, излишнего напряжения. Для раскрепощения нижней челюсти можно рекомендовать упражнения с использованием слогов ба, ма, да. При этом частая повторяемость губных согласных ( б ) и ( п ) позволяет активизировать работу губ.
Для преодоления вялости и малоподвижности языка рекомендуются упражнения на слоги ле и ля. При этом внимание детей обращается на работу кончика языка, который активно взаимодействует с верхними зубами и твердым нёбом.
Для развития дикции учеников применяю не только музыкальные упражнения, но и скороговорки.
Или:
От топота копыт, пыль по полю летит.
Или:
На дворе трава, на траве дрова.
Или:
Сыпь песочек, в желтенький горшочек.
Или:
Андрей-воробей
Не гоняй голубей,
Гоняй галочек
Из-под палочек.
Не клюй песок,
Не тупи носок.
Пригодится носок
Поклевать колосок.
В 4-5 классах, изучая жанры народных песен, дети знакомятся с песнями своего села. Ученики получают задание:
спеть фрагменты народных песен различных жанров, которые пели их бабушки, прабабушки. Предварительное задание: собрать у своих земляков песенный материал; на уроке