2. Использование фольклорных материалов на уроках музыки.

Я полностью разделяю взгляды перечисленных выше авторов и у меня также имеется некоторый опыт освоения фольклора на уроках музыки и во внеклассной работе.

Особого внимания требует музыкальное образование учеников начальной школы.

Задачи, стоящие перед уроками музыки в начальной школе, можно решить успешно, опираясь. прежде всего, на русский музыкальный фольклор. Русская народная песня красочна и содержательна, покоряет душевностью, отражает русский национальный характер. В действующей программе рекомендованной Министерством образования и науки, учебно-методическом комплекте Е.Д.Крицкой и Г.П.Сергеевой предусмотрено ознакомление детей с русскими народными песнями разных жанров, но в малом объеме. Опыт показывает, что на уроках музыки в начальных классах должны быть представлены народные песни гораздо шире, в том числе и хоровые, лирические, прибаутки и т.д Эти песни показывают большое воспитательное воздействие, обогащают духовно, формируют национальное самосознание.

Уже с самого раннего возраста дети слышат сказки, пестушки, колыбельные песни:

Звезды спят за облаками,

В синем море спит тюлень.

Ты закрой, мой мальчик, глазки,

Завтра новый будет день.

Спи, мой мальчик, в колыбели

На перине пуховой.

Спать вороны улетели

Спит зайчиха под сосной.

Или:

Ков-ков ножку, поедем в дорожку

А дорожка скользка, а ноженька гибка.

Идет коза рогатая, идет коза бодатая.

Кто кашки не ест, кто молочка не пьет,

Того забодает.

Или:

Сорока на припечку сидела,

Деткам кашку варила.

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому

А ты мал, круп не драл.

Каши не варил, тебе не дадим.

Или:

Ай –люли! Ай-люли!

Весь в серебряной пыли,

Месяц пал на кавыли

Ай-люли! Да ай-люли!

А в тумане над лугами

Сбилось стадо в кучу,

А бычок бодает тучу

Красными рогами.

Или:

Барашеньки-крутороженьки

По лесам ходят, по полям бродят,

В дудочку играют,

Ваню спотешают.

Ваня, Ваня простота

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперёд

И поехал в огород.

В огороде пусто, выросла капуста.

В начальных классах у многих детей наблюдается вялая работа артикуляционного аппарата, что отражается на качестве звучания, оно становится тусклым, плоским. Причинами невнятного произношения могут стать вялость и малоподвижность языка. Губ, сжатость нижней челюсти, недостаточное или непрерывное раскрытие рта, скованность мышц лица и шеи.

В зависимости от причины недостатка выбираются

упражнения. Главное правило для всех случаев – это полное физическое освобождение артикуляционного аппарата от скованности, излишнего напряжения. Для раскрепощения нижней челюсти можно рекомендовать упражнения с использованием слогов ба, ма, да. При этом частая повторяемость губных согласных ( б ) и ( п ) позволяет активизировать работу губ.

Для преодоления вялости и малоподвижности языка рекомендуются упражнения на слоги ле и ля. При этом внимание детей обращается на работу кончика языка, который активно взаимодействует с верхними зубами и твердым нёбом.

Для развития дикции учеников применяю не только музыкальные упражнения, но и скороговорки.

Или:

От топота копыт, пыль по полю летит.

Или:

На дворе трава, на траве дрова.

Или:

Сыпь песочек, в желтенький горшочек.

Или:

Андрей-воробей

Не гоняй голубей,

Гоняй галочек

Из-под палочек.

Не клюй песок,

Не тупи носок.

Пригодится носок

Поклевать колосок.

В 4-5 классах, изучая жанры народных песен, дети знакомятся с песнями своего села. Ученики получают задание:

спеть фрагменты народных песен различных жанров, которые пели их бабушки, прабабушки. Предварительное задание: собрать у своих земляков песенный материал; на уроке

Перейти на страницу: 1 2


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.